Хованщина
Опера

Хованщина

Мариинский театр (Основная сцена)

Год выхода:
1992
Страна производитель:
СССР
Длительность:
182 мин.
Режиссёр:
Петр Гусев

Фрагмент письма М.П. Мусоргского В.В. Стасову от 7 августа 1875 года:

«Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона, смелая, искренняя речь к людям – вот моя закваска, вот чего хочу и вот в чем боялся бы промахнуться».

Фрагмент очерка В.В. Стасова «Модест Петрович Мусоргский»:

Последние пять-шесть лет своей жизни Мусоргский весь был поглощен двумя операми, сочиняемыми одновременно: «Хованщиной» и «Сорочинской ярмаркой». Первый сюжет предложил ему я весной 1872 года. <...> Мне казалось, что борьба старой и новой Руси, схождение со сцены первой и нарождение второй – богатая почва для драмы и оперы, и Мусоргский разделял мое мнение. <...> Мусоргский занялся этой оперой с жаром, изучение им раскольничьих древнерусских и вообще всяческих исторических источников XVII века было громадно. Его многочисленные и часто пространные письма ко мне из этой эпохи наполнены подробностями этого изучения, нашими прениями о составе оперы, характерах и сценах. Лучше всего из сочиненного иногда великолепно и громадно талантливо то, что относится к периоду 1872–1875 годов. После того под влиянием слабеющего здоровья и потрясенного организма талант его стал слабеть и, видимо, изменяться. <...> Чтобы быстрее дойти до конца оперы, которая начинала быть ему не под силу, он сильно переделал либретто и выпустил вон множество сцен, подробностей, даже лиц – часто ко вреду оперы. Летом 1880 года, живя на даче у близкой приятельницы своей Д.М. Леоновой, талантливой исполнительницы роли хозяйки корчмы (в «Борисе»), раскольницы Марфы (в «Хованщине») и многих лучших его романсов, он, наконец, кончил «Хованщину».

Фрагмент интервью Валерия Гергиева в эфире радиостанции «Орфей»:

«Этот спектакль не может утерять ни значения, ни важности, ни ощущения какого-то особого трепетного подхода к каждому исполнению, потому что это одна из величайших русских опер, это историческая постановка. Мы уже очень многие спектакли из золотого фонда русского репертуара ставили по два, по три раза. У меня не поднимается рука менять эту постановку».

Смотрите также

Мазепа
Драма
2017
130 мин
Отелло
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1979
90 мин
Каменный гость
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1979
84 мин
Мусуси
Камерный музыкальный театр имени Б.А. Покровского
1982
72 мин