16+

Колыбельная

1986
125 мин
СССР
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
2 серии

Этот спектакль главного драматического театра Республики Татарстан поставлен по пьесе драматурга Туфана Миннуллина, одного из самых востребованных татарских драматургов советской поры. «Колыбельная» — «проблемная», как тогда говорили, пьеса. Но пафос обличения язв общества тут искусно растворен в достоверной, волнующей истории. Спектакль, поставленный патриархом татарского театра, режиссером Марселем Салимжановым, находил живейший отклик в зрительном зале — это становится ясно, когда смотришь эту запись.

Действие происходит в казанском роддоме, в палате для женщин, которые уже родили и кормят младенцев. Состав героинь — своего рода срез общества. Валентина на седьмом небе от счастья, ведь они с мужем давно мечтали о ребенке. Болезненно застенчивая Алтынчеч стесняется своего положения: она не замужем, не молода, но ребенка решила родить. Даже уехала из родного городка в Казань, подальше от сплетен. Шумная Гульфина тоже не молода, тоже приехала из села, но, в отличие от своих соседок по палате, это у нее двенадцатый ребенок! А энергии в ней столько, что, кажется, хватит еще на столько же… Очередному младенцу она радуется так же, как первому. А надменная и совсем молоденькая Дилемма, четвертая обитательница палаты, к своему малышу абсолютно равнодушна. Она не хочет его кормить. Самое страшное, что она и забирать его из роддома не хочет.

«Привычными стали матери-одиночки. И матери, которые отказываются от своих детей… Если мы с этим примиримся — кем мы будем?!» — сетует врач Айзара. Упрямую девицу все пытаются уговорить принять собственного ребенка. Сначала кажется, что это у нее постродовой психоз, что она просто очень юная, глупая и эгоистичная. Но Дилемма последовательно и абсолютно спокойно отбривает всех ходатаев. Им с мужем ребенок сейчас будет мешать. Потом, когда-нибудь, может быть, они и заведут ребенка. Но не сейчас. Соседки по палате сначала не верят в ее намерение, ведь для каждой из них ребенок — счастье. Потом дело доходит чуть не до драки. Врачи тоже, как могут, взывают к совести молодой матери, беседуют с бабушками с обеих сторон. Но все тщетно. «Моральный урод» — такой «диагноз» ставит отказнице главврач больницы.

А спектакль ведь называется «Колыбельная». «Вы знаете какую-нибудь колыбельную?» — спрашивает врач Айзара рожениц и даже молоденькую медсестру Ниночку. Выясняется, что петь колыбельную умеют только сельские женщины — Алтынчеч и Гульфина. В селах обычаи выветриваются не так быстро, как в городах. Когда невзрачная Алтынчеч запевает песню, она преображается. Мать поет для своего ребенка, и в этот момент она красивей первых красавиц мира. В спектакле несколько раз возникают две женщины в традиционных татарских нарядах, они поют колыбельную, качая подвесную люльку или провожая рожениц на выписку — аллегорические фигуры, хранительницы рода человеческого.

Режиссер: Марсель Салимжанов
В ролях: Нажиба Ихсанова, Алсу Гайнуллина, Фирдаус Ахтямова, Вера Минкина, Халима Искандерова, Рауза Хайрутдинова, Милауша Хайруллина, Шахсанем Асфандьярова и другие

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна