Колыбельная
Телеспектакль

Колыбельная

Татарский государственный академический театр им. Галиаскара Камала

Год выхода:
1986
Страна производитель:
СССР
Длительность:
125 мин.
В ролях:
Нажиба Ихсанова, Алсу Гайнуллина, Фирдаус Ахтямова, Вера Минкина, Халима Искандерова, Рауза Хайрутдинова, Милауша Хайруллина, Шахсанем Асфандьярова
Режиссёры:
Марсель Салимжанов, Василий Чириков

Этот спектакль главного драматического театра Республики Татарстан поставлен по пьесе драматурга Туфана Миннуллина, одного из самых востребованных татарских драматургов советской поры. «Колыбельная» - «проблемная», как тогда говорили, пьеса. Но пафос обличения язв общества тут искусно растворен в достоверной, волнующей истории. Спектакль, поставленный патриархом татарского театра, режиссером Марселем Салимжановым, находил живейший отклик в зрительном зале – это становится ясно, когда смотришь эту запись.

Действие происходит в казанском роддоме, в палате для женщин, которые уже родили и кормят младенцев. Состав героинь – своего рода срез общества. Валентина на седьмом небе от счастья, ведь они с мужем давно мечтали о ребенке. Болезненно застенчивая Алтынчеч стесняется своего положения: она не замужем, не молода, но ребенка решила родить. Даже уехала из родного городка в Казань, подальше от сплетен. Шумная Гульфина тоже не молода, тоже приехала из села, но, в отличие от своих соседок по палате, это у нее двенадцатый ребенок! А энергии в ней столько, что, кажется, хватит еще на столько же… Очередному младенцу она радуется так же, как первому. А надменная и совсем молоденькая Дилемма, четвертая обитательница палаты, к своему малышу абсолютно равнодушна. Она не хочет его кормить. Самое страшное, что она и забирать его из роддома не хочет.

«Привычными стали матери-одиночки. И матери, которые отказываются от своих детей… Если мы с этим примиримся – кем мы будем?!» - сетует врач Айзара. Упрямую девицу все пытаются уговорить принять собственного ребенка. Сначала кажется, что это у нее постродовой психоз, что она просто очень юная, глупая и эгоистичная. Но Дилемма последовательно и абсолютно спокойно отбривает всех ходатаев. Им с мужем ребенок сейчас будет мешать. Потом, когда-нибудь, может быть, они и заведут ребенка. Но не сейчас. Соседки по палате сначала не верят в ее намерение, ведь для каждой из них ребенок – счастье. Потом дело доходит чуть не до драки. Врачи тоже, как могут, взывают к совести молодой матери, беседуют с бабушками с обеих сторон. Но все тщетно. «Моральный урод» - такой «диагноз» ставит отказнице главврач больницы.

А спектакль ведь называется «Колыбельная». «Вы знаете какую-нибудь колыбельную?» - спрашивает врач Айзара рожениц и даже молоденькую медсестру Ниночку. Выясняется, что петь колыбельную умеют только сельские женщины – Алтынчеч и Гульфина. В селах обычаи выветриваются не так быстро, как в городах. Когда невзрачная Алтынчеч запевает песню, она преображается. Мать поет для своего ребенка, и в этот момент она красивей первых красавиц мира. В спектакле несколько раз возникают две женщины в традиционных татарских нарядах, они поют колыбельную, качая подвесную люльку или провожая рожениц на выписку – аллегорические фигуры, хранительницы рода человеческого.

Смотрите также

Великая магия
Театр имени Евгения Вахтангова
Комедия
1980
147 мин
Отелло
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1979
90 мин
Сирано де Бержерак
Государственный академический театр им. Моссовета
Комедия
2006
147 мин