Дом Бернарды Альбы
Телеспектакль

Дом Бернарды Альбы

Год выхода:
2004
Страна производитель:
Армения
Жанр:
Драма
Длительность:
116 мин.
В ролях:
Асмик Алексанян, Женя Мкртумян, Ани Микаэлян, Аида Бабаджанян, Алла Вартанян, Сирайнуш Есаян, Ани Саркисян, Грета Меджлумян, Джульета Бабанян
Режиссёры:
Ваге Шахвердян, Александр Смирнов

Этот спектакль был поставлен в 2001 году в главном театре Армении — Театре им. Габриэла Сундукяна. Нынешний руководитель коллектива, постановщик спектакля «Дом Бернарды Альбы» Ваге Шахвердян во время гастролей театра в Москве рассказал, что Федерико Гарсия Лорка — один из самых любимых и востребованных театральных авторов в Армении. Начиная с 1960-х годов тот же «Дом Бернарды Альбы» был поставлен на сцене Театра им. Сундукяна неоднократно. Также популярна пьеса Лорки «Кровавая свадьба». «Меня завораживает в произведениях Лорки одновременное присутствие жестокости и поэзии, — говорит Шахвердян в комментарии к этому спектаклю. — Его образы покоряют, в его героях столько темперамента! В них есть хорошее, есть и плохое — как в жизни».

В этой поздней драме Лорки воссоздан образ реального семейства, жившего по соседству с домом родителей драматурга. Бернарда Альба — вдова с пятью взрослыми дочерьми, небогатая, но невероятно заносчивая и преданная сословным, религиозным предрассудкам. Например, после смерти мужа она объявляет траур на восемь лет, во время которого никто (а уж тем более мужчина!) не сможет проникнуть в ее дом. Ее взрослые дочери хотят жить, выйти замуж и иметь детей, но обречены томиться в подчинении у деспотичной матери. Только для старшей, почти 40-летней Ангустиас Бернарда делает исключение — позволяет ей стать невестой красивого соседского парня Пепе. Почему он выбрал из пятерых именно старшую? Умерший отец только ей завещал наследство. Так что остальным дочерям Бернарды Альбы — Аделе, Мартирио, Магдалене и Амелии — совсем не на что надеяться.

Но сила жизни велика. Отчаянная Адела вступает в связь с Пепе, хотя кара может быть ох как страшна. В соседа влюблена также мстительная Мартирио — из ревности она выдает сестру. Бернарда Альба пытается застрелить Пепе, застав с ним Аделу, но у нее не получается. Зато Адела кончает жизнь самоубийством. Главное для Бернарды — чтобы соседи не догадались, что ее дочь умерла не невинной.

В спектакле Ваге Шахвердяна найдена точная зримая метафора атмосферы в доме Бернарды Альбы: актрисы отделены от зрительного зала веревочной сетью. Они то и дело подбегают к этой клетке, как к окну, вцепляются руками в «прутья», смотрят сквозь них на жизнь, на солнце и далеко маячащих крестьян-мужчин. Им хочется на волю, но вырваться из клетки невозможно. Служанка Понсия, верная хозяйке, здесь вообще расхаживает с плеткой, как надсмотрщица и тюремщица. В финале она торжествует — ее час настал. Принципиальная новация Шахвердяна в том, что главная героиня его спектакля, железная женщина Бернарда Альба, в конце сходит с ума, как и ее 80-летняя мать Мария Хосефа. Теперь всем заправляет озлобленная Понсия. Кажется, потрясенные кончиной сестры, дочери Бернарды Альбы больше ни на какой бунт не способны.

Смотрите также

Великая магия
Театр имени Евгения Вахтангова
Комедия
1980
147 мин
Отелло
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1979
90 мин
Сирано де Бержерак
Государственный академический театр им. Моссовета
Комедия
2006
147 мин