Вальс
Художественные фильмы

Вальс

Год выхода:
1969
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Драма
Длительность:
60 мин.
В ролях:
Андрей Никонов, Ирина Варлей, Алиса Фрейндлих, Ольга Гобзева, Алла Мещерякова, Екатерина Васильева, Игорь Ясулович, Никита Подгорный, Игорь Ледогоров
Режиссёр:
Виктор Титов
Производитель:
Мосфильм по заказу Гостелерадио СССР

1941 год. Коммунальная квартира в блокадном Ленинграде. Подростка Петю после гибели его матери берет к себе соседская семья. Мальчик идет работать на завод, а когда находится его младший брат Вовка, Петя стремится заменить ему отца.

Фрагмент статьи Марианны Киреевой и Евгения Марголита «Большой Вальс Виктора Титова». Опубликовано в газете Союза кинематографистов «СК-Новости» (18.04.2014):

<...> ...Виктор Титов пришел в советское кино на рубеже 60–70-х, когда яркость и разнообразие общего кинематографического фона создавали ощущение абсолютной естественности и закономерности самых дерзких взлетов художественной фантазии. Вообще в художественном почерке его поколения многое определилось тем, что оно оказалось поколением синефилов, но синефилов как бы поневоле. Дети военных и первых послевоенных лет немалую – и лучшую! – часть своего времени проводили в кинозалах, где можно было согреть не только душу, но и тело: там топили. А репертуар состоял по большей части из картин, именовавшихся «трофейными». Именно действо, разворачивающееся на экране, воплощало и сулило им, пережившим войну, грядущее счастье и праздник. Не отсюда ли то и дело возникающие в кинематографе Титова кадры-цитаты из кино тех лет? С кадров «Большого вальса» начинается первая полнометражная картина режиссера «Вальс» – хроника одной семьи в дни блокады Ленинграда. Кино это совершенно замечательное: вполне беллетристическую историю дебютант неожиданно снял в откровенно условных декорациях, отчего повествование, усиленное музыкой Альфреда Шнитке, приобрело не просто драматический, но апокалипсический оттенок. Именно из-за интонации картину, подвергшуюся переделкам, постарались как бы не заметить. Эта тема мгновений счастья, внезапно и катастрофически обрывающегося, то на переднем, то на заднем плане будет возникать в последующих картинах режиссера, придавая им горький привкус. Тот же вальс Штрауса будет напевать отец девочки-калеки, поставленной на ноги чудо-доктором Калинниковой в одноименном фильме, чтобы спустя несколько минут зритель и герои узнали о том, что он умер в номере гостиницы: сердце не выдержало. <...>

Смотрите также

12 стульев (с тифлокомментариями)
Комедия
1971
155 мин
Зеркало (с тифлокомментариями)
Драма
1974
102 мин
Цареубийца (с тифлокомментариями)
Драма
1991
104 мин
Жестокий романс (с тифлокомментариями)
Мелодрама
1984
145 мин