Вальс
Художественные фильмы

Вальс

Год выхода:
1969
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Драма
Длительность:
60 мин.
В ролях:
Андрей Никонов, Ирина Варлей, Алиса Фрейндлих, Ольга Гобзева, Алла Мещерякова, Екатерина Васильева, Игорь Ясулович, Никита Подгорный, Игорь Ледогоров
Режиссёр:
Виктор Титов
Производитель:
Мосфильм по заказу Гостелерадио СССР

1941 год. Коммунальная квартира в блокадном Ленинграде. Подростка Петю после гибели его матери берет к себе соседская семья. Мальчик идет работать на завод, а когда находится его младший брат Вовка, Петя стремится заменить ему отца.

Фрагмент статьи Марианны Киреевой и Евгения Марголита «Большой Вальс Виктора Титова». Опубликовано в газете Союза кинематографистов «СК-Новости» (18.04.2014):

<...> ...Виктор Титов пришел в советское кино на рубеже 60–70-х, когда яркость и разнообразие общего кинематографического фона создавали ощущение абсолютной естественности и закономерности самых дерзких взлетов художественной фантазии. Вообще в художественном почерке его поколения многое определилось тем, что оно оказалось поколением синефилов, но синефилов как бы поневоле. Дети военных и первых послевоенных лет немалую – и лучшую! – часть своего времени проводили в кинозалах, где можно было согреть не только душу, но и тело: там топили. А репертуар состоял по большей части из картин, именовавшихся «трофейными». Именно действо, разворачивающееся на экране, воплощало и сулило им, пережившим войну, грядущее счастье и праздник. Не отсюда ли то и дело возникающие в кинематографе Титова кадры-цитаты из кино тех лет? С кадров «Большого вальса» начинается первая полнометражная картина режиссера «Вальс» – хроника одной семьи в дни блокады Ленинграда. Кино это совершенно замечательное: вполне беллетристическую историю дебютант неожиданно снял в откровенно условных декорациях, отчего повествование, усиленное музыкой Альфреда Шнитке, приобрело не просто драматический, но апокалипсический оттенок. Именно из-за интонации картину, подвергшуюся переделкам, постарались как бы не заметить. Эта тема мгновений счастья, внезапно и катастрофически обрывающегося, то на переднем, то на заднем плане будет возникать в последующих картинах режиссера, придавая им горький привкус. Тот же вальс Штрауса будет напевать отец девочки-калеки, поставленной на ноги чудо-доктором Калинниковой в одноименном фильме, чтобы спустя несколько минут зритель и герои узнали о том, что он умер в номере гостиницы: сердце не выдержало. <...>