Берег
Телеспектакль

Берег

Государственный академический Малый театр

Год выхода:
1980
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Мелодрама
Длительность:
152 мин.
В ролях:
Виктор Коршунов, Никита Подгорный, Нелли Корниенко, Олег Штефанко, Владимир Кенигсон, Юрий Соломин, Сергей Харченко, Наталья Вилькина, Александр Овчинников, Александр Потапов, Евгений Буренков
Режиссёры:
Алина Казьмина, Владимир Андреев

Телевизионная запись спектакля, поставленного по роману Ю. Бондарева

Фрагмент из книги Ю.А. Дмитриева «Государственный академический Малый театр» (Отечественная драматургия 1967–1985):

<...> «Как о значительном театральном событии, говорилось в печати о постановке спектакля по роману Ю.В. Бондарева «Берег» (автор инсценировки – М.Л. Рогачевский). Ставил спектакль В.А. Андреев, это была его первая режиссерская работа в Малом театре. <...> Премьера прошла на основной сцене 24 ноября 1978 года.

Вспоминая свою работу над спектаклем, В. Андреев говорил: «Герои Бондарева – люди чуткие к красоте, они страдают, мыслят, ищут, живут заинтересованно и активно».

События в романе и пьесе разворачиваются весной 1945 года и в послевоенные годы.

В центре спектакля судьба писателя Никитина (В. Коршунов). Все происходящее показано через его восприятие. До какой-то степени антиподом Никитина является другой герой, тоже писатель – Самсонов (Н. Подгорный).

В самом конце войны, оказавшись в перерывах между боями в маленьком немецком городке, Никитин встречает немецкую девушку Эмму (Н. Корниенко) и влюбляется в нее; она отвечает ему взаимностью. Но война продолжается, и любовь, кажется, не имеет перспективы.

Все же Эмма сохранила любовное чувство на протяжении дальнейшей жизни, надеясь на новую встречу. И она произошла через двадцать лет, в ФРГ, куда Никитин приехал, чтобы принять участие в диспуте о современном мире. К тому времени Эмма давно вышла замуж, но память о первой любви сберегла. Что же касается Никитина, то (в спектакле это становилось очевидным) он подчинил чувство рассудку.

Первое действие развертывалось как социально-психологическая драма, второе – как философско-политический диспут. Писатели Никитин и Самсонов участвовали в споре в одном из гамбургских кафе с немецким оппонентом, мастером дискуссии Дицманом, представителем буржуазной идеологии. Организаторы дискуссии полагали, что будут затронуты лишь литературные темы, но диспут перерастает в разговор о войне и мире, об ответственности человека за все происходящее, о различии мировоззрений и невозможности их совместить.

Оппонент Никитина Дицман (В. Кенигсон) задает ему вопрос: «Испытывает ли он, так же как и прежде, ненависть к немецкой нации, которая воевала против России?»

Никитин отвечал, что народ никогда не бывает виноват, но добавлял, что во время четырехлетней войны Россия потеряла двадцать миллионов людей, а Германия восемь. И становилось очевидным, что он не мог простить Германии ее преступлений. Что же касается встречи с Эммой, то она заставляла его вспоминать прошлое, вернуться к годам сражений. И после пролога первый акт игрался как воспроизведение событий в памяти Никитина. <...>

И все же эпизоды, связанные с войной, оказались более интересными, чем те, в которых рассматривались проблемы современной жизни. Сошлемся на критика: «Когда режиссер приходит в первый раз в театр, он берет на вооружение прежде всего то, что составляет признанное достоинство коллектива. В данном случае крепость бытовой основы актерского искусства. Но слишком доверившись этому качеству, В. Андреев не везде нашел выход в нравственную проблему и создал в результате спектакль более интересный в рассказе о прошлом, нежели о сегодняшнем дне».

И в самом деле, достоверно выглядела сцена допроса Эммы и Курта (студент Щепкинского училища О. Штефанко). Убедительными представлялись военные эпизоды в заводском здании. Правдивыми были и характеры старшего сержанта Зыкова (Е. Буренков), умудренного жизнью и особенно войной, трогательного в своей непосредственности рядового Ушатикова (П. Складчиков), комбата Гринатурова (А. Потапов), азартного, что называется, взрывного, но отходчивого, не всегда разбиравшегося в сложных перипетиях войны, особенно на ее заключительном этапе. Все они сохранились в памяти Вадима Никитина, а значит, и зрителей».

В подборках

Владимир Андреев. Неутомимый труженик
Подборка спектаклей талантливого актера и режиссера.
От адъютанта до его превосходительства
Фрагмент интервью Юрия Соломина.

Смотрите также

Великая магия
Театр имени Евгения Вахтангова
Комедия
1980
147 мин
Отелло
Государственный академический Большой театр
Трагедия
1979
90 мин
Сирано де Бержерак
Государственный академический театр им. Моссовета
Комедия
2006
147 мин