Ханума
Телеспектакль

Ханума

Российский государственный академический Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова

Год выхода:
1978
Страна производитель:
СССР
Длительность:
139 мин.
В ролях:
Людмила Макарова
,
Вадим Медведев
,
Валентина Ковель
,
Николай Трофимов
,
Всеволод Кузнецов
,
Мария Призван-Соколова
,
Леонид Неведомский
,
Георгий Штиль
,
Владимир Козлов
,
Юзеф Мироненко
,
Иван Пальму
,
Евгений Соляков
,
Евгений Чудаков
,
Елена Алексеева
,
Геннадий Богачёв
,
Марина Адашевская
, Владислав Стржельчик
Режиссёры:
Юрий Аксенов
, Георгий Товстоногов

Из статьи Оксаны Мерзликиной «Ханума» в газете «Московская правда» (2010 г.):

Спектакль по пьесе Авксентия Цагарели «Ханума». Комедия написана грузинским драматургом более ста лет назад. Она неоднократно воплощалась: сначала на сцене драматического театра, потом музыкального, потом появилась на киноэкране. Пожалуй, все воспринимают ее не просто как водевиль с куплетами, а как настоящий своеобразный мюзикл с песнями, танцами и пантомимой. Музыка народного артиста Грузинской ССР Гии Канчели, написанная в 1973 году к спектаклю АБДТ им. А.М. Горького, вполне популярна и узнаваема. Особенно после того, как на всю страну была показана телеверсия «Ханумы».

Из статьи Евгения Авраменко «Артисты товстоноговской «Ханумы» поздравили «Мастерскую» с премьерой» в арт-журнале «Около» (2012 г.):

В театре подсчитали, что 2012 год объединил несколько круглых дат, связанных с «Ханумой». В этом году исполнилось 155 лет со дня рождения и 110 лет со дня смерти Цагарели – грузинского драматурга, режиссера и актера; 130 лет прошло с даты написания «Ханумы»; и, наконец, 40 лет назад состоялась премьера знаменитого спектакля БДТ.

Конечно, этот спектакль Георгия Товстоногова и прославил пьесу (не скажем про Грузию, но в России точно). Хотя выбор режиссера удивляет. «Старинный водевиль» о проделках свахи – наипаче после Достоевского, Чехова, Горького – кажется изящным пустячком, шуткой Мастера. Легкая комедия с пением, танцами и простодушной интригой, «Ханума» была спектаклем все-таки актерским. Людмила Макарова, Ефим Копелян, Владислав Стржельчик, Николай Трофимов, Вадим Медведев, Мария Призван-Соколова… Корифеи БДТ купались в этом незатейливом материале, наверное, как в теплых водах Куры, омывающей берега Тифлиса.

У Товстоногова были прекрасные соавторы: музыку сочинил Гия Канчели, а пространство, в котором разворачивалось действие, оформил художник Иосиф Сумбаташвили. Его сценография была «фантасмагорией в духе Пиросмани». Как часть старинной атмосферы выступали кинто (это в Грузии мужчины, занимающиеся торговлей или без определенного занятия), в «Хануме» – безымянные персонажи, исполнявшие музыкальные номера и участвовавшие в перестановках, отчасти служители просцениума.

Конечно, в разговоре о «Хануме» нельзя не вспомнить самое начало спектакля, излюбленный момент театральных мемуаров. Голос самого Товстоногова, записанный на пленку, воскрешал строки грузинского романтика Орбелиани:

Только я глаза закрою – передо мною ты встаешь!

Только я глаза открою – над ресницами плывешь!

О, царица, до могилы я – невольник бедный твой…

Для русских артистов это явилось в каком-то смысле испытанием: соответствовать духу грузинской культуры, этому особому поэтическому восприятию мира. Но предложенная Товстоноговым игра в старину, веселая стилизация увлекала, затягивала и раскрепощала.

Интервью с Людмилой Макаровой в газете «Восточно-Сибирская правда» «Всех сводит с ума Ханума» (2003 г.):

Кто не знаком с Ханумой? Этой ролью прославилась блистательная, неподражаемая Людмила Макарова, петербургская актриса.

Спектакль, ставший классикой, театральным бестселлером, поставил выдающийся режиссер Георгий Товстоногов. Он долго шел в Ленинградском БДТ им. М. Горького, позже была сделана его телевизионная версия, и со знаменитой свахой познакомилась вся страна. Я посмотрела фильм по ТВ в Иркутске. А вскоре увидела народную артистку СССР Л. Макарову «живьем» – в спектакле-бенефисе «Дорогая Памела» на сцене ее родного БДТ им. Г.А. Товстоногова.

Могла ли я не напроситься на интервью к актрисе-легенде? Шутка ли: Людмиле Иосифовне 82 года, и она 65 лет служит в театре! 34 года из них работала с Товстоноговым... Была женой знаменитого актера Ефима Копеляна...
Мы встретились в ее гримерке. Когда-то тут «царствовала» знаменитая Мария Александровна Призван-Соколова, любимая актриса Макаровой. Здесь есть и ее снимки...

– А среди «всего прочего», конечно, Ханума. Визитная карточка актрисы. Любимый спектакль. Удивительно, как в такой русской актрисе Товстоногов разглядел Хануму!

– Актриса должна все уметь, перевоплощаться в кого угодно. И потом, когда проведешь столько лет с Георгием Александровичем и в большой дружбе с актерами... Было очень легко играть и репетировать. У нас собралась грузинская группа: художник, балетмейстер, композитор. Мы так весело и интересно репетировали! И довольно быстро сделали спектакль. Публика до сих пор о нем вспоминает. Даже сейчас в кассе спрашивают: «А когда «Ханума» будет?»

– Сколько вы ее играли?

– Очень долго и много, больше 300 спектаклей, наверное. Пока не начались печальные события в нашем театре – один за другим стали уходить из жизни актеры: Копелян, потом Стржельчик. Короче говоря, спектакль сошел. Восстанавливать его было трудно. Несколько раз пытались, но не получилось. Хорошо, что остались воспоминания. И до сих пор зрители смотрят «Хануму» по телевизору. Мне даже из Тель-Авива звонили и говорили, что смотрели (там же много наших, ленинградцев), и в таком восторге все! Это был наш любимый спектакль. Так что если вы его посмотрели, я очень рада за вас.

Светлана Мазурова

В подборках

Спектакли БДТ «эпохи Товстоногова»
Ко дню рождения режиссера.
Свадьба как на сцене театра
Идеи свадебных торжеств, заимствованные из театральных спектаклей.
Семь-я Георгия Товстоногова
Вспоминаем любимых артистов режиссера.

Смотрите также

Белая палатка
Белая палатка
 Утиная охота
Утиная охота
Дорогой бессмертия
Дорогой бессмертия
Уточните ваше местоположение
Так мы будем полезнее для вас и отобразим в каталогах музеев, театров, библиотек и концертных площадок те учреждения, которые находятся рядом с вами.