Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Леди Макбет Мценского уезда

Московский театр «Геликон-опера» | 2012 | Россия | Драма | 154 мин.
Режисcёр: Дмитрий Бертман
Композитор: Дмитрий Шостакович
В ролях: Владимир Болотин, Елена Михайленко, Дмитрий Скориков, Илья Говзич, Александр Миминошвили, Михаил Серышев, Александра Ковалевич, Алексей Тихомиров, Дмитрий Коротков, Марина Калинина
3080

Опера «Леди Макбет Мценского уезда» задумывалась как первая часть трилогии о «положении женщины в разные эпохи в России». Вторую часть планировалось посвятить Кате Масловой, героине «Воскресенья» Льва Толстого, а третью — революционерке Софье Перовской. Замысел не осуществился — «Леди Макбет» оказалась последней завершенной оперой Дмитрия Шостаковича.


После премьеры оперы «Нос» по Гоголю, Шостакович пишет еще одну — по очерку Лескова. Свое внимание к этому источнику Шостакович обратил, наверняка, не случайно: накануне вышло очередное переиздание «Леди Макбет Мценского уезда», которое оформил Борис Кустодиев, а также одноименный фильм.


Шостакович работал над «Леди Макбет» более двух лет, с осени 1930 года по декабрь 32-го. В это же время он пережил болезненно затянувшийся разрыв со своей первой любовью Татьяной Гливенко и женился на Нине Варзар, которой и посвятил новую оперу. Галина Серебрякова считала, что героиня Лескова (возможно, как и Нина Варзар) поразила композитора неистовством своей страсти.


Премьера новой оперы Шостаковича вышла практически одновременно — с разницей в два дня — в Ленинграде и Москве: 22 января 1934 года в МАЛЕГОТе (под управлением Самуила Самосуда), и 24 января в Музыкальном театре им. Немировича-Данченко. Оперу сопровождал необыкновенный успех, за два года опера была показана 177 раз. За «Леди Макбет» закрепился статус «первой советской классической оперой» и «величайшего триумфа советской музыки». Начиная с 1935 года, оперу ставят в Кливленде, в Нью-Йорке, Филадельфии, Стокгольме, Праге, Цюрихе. В этом же году оперу поставили в Большом театре, а в январе 1936, «Леди Макбет Мценского уезда» можно было посмотреть в Москве сразу в трех интерпретациях (в столице гастролировал МАЛЕГОТ).


26 января спектакль в Большом театре посетил Сталин. 28 января вышла газета «Правда» с анонимкой под названием «Сумбур вместо музыки», резко осуждавшая и автора, и его сочинение: оперу назвали примитивной и вульгарной, осудили за «сексуальный натурализм» и так далее. Так самая популярная опера того времени канула в лету. Вплоть до 1962 года, когда опера «Катерина Измайлова» (название пришлось изменить) была поставлена в Москве, в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Шостакович нашел в себе силы сделать новую редакцию, тиран уже был в могиле, но разрешение на постановку «Катерины» все равно далось с большим трудом.


Возвращение же первой редакции в музыкальную практику России связано с именем Мстислава Ростроповича: он осуществил концертное исполнение «Леди Макбет Мценского уезда» сначала в Санкт-Петербурге, а затем и в Москве.


«Геликон-опера» стала первым театром, где опера Шостаковича была поставлена в первой редакции. Дата премьеры была выбрана неслучайно, она прошла 28 января 2000 года — ровно шестьдесят четыре года спустя после выхода доноса в «Правде».


Режиссер и художественный руководитель театра Дмитрий Бертман рассматривал постановку оперы Шостаковича как первую часть дилогии под названием «Два Макбета» — весной вышла вторая часть («Макбет» Верди), главные партии в обеих операх исполняли одни и те же певицы.


Дмитрий Бертман в соавторстве с художниками Татьяной Тулубьевой и Игорем Нежным решил спектакль в традиционной для его творчества тех лет эпатажной, даже хулиганской манере. Подвал, увитый канализационными трубами, клетки из металлических сеток и бросающееся в глаза алое кожаное кресло словно символизируют все самое низменное, животное, пошлое.


Катерина — томящаяся буржуазная дамочка (критики назвали певицу Анну Казакову, певшую премьеру, открытием сезона) Сережа (Алексей Косарев) — плейбой, подрабатывающий официантом. Здесь тянут коктейли секретарши, «задрипанный мужичонка» поет в микрофон как рок-звезда, а крутые ребята в кожаных куртках на голое тело пугают. Похоже, что никакого чувства здесь нет, только необузданное желание и секс, совсем не пуританский. В своей последней арии, той, что о черной совести, уже каторжница Катерина, в платье невесты, рожает куклу — и неистово отрывает ей руки, ноги, голову. Этот порочный круг замыкается: секс-бомба Сонетка (ее пела Лариса Костюк) присваивает себе первоначальный облик Катерины.


Спектакль стал четырежды лауреатом национальной театральной премии «Золотая маска» в категориях лучший спектакль, лучшая работа режиссера (Дмитрий Бертман), лучшая работа дирижера (Владимир Понькин) и лучшая женская роль (Анна Казакова).

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Андрей Широков
  • 2011
  • 117 мин

Театр «Актерский дом» Самарского Союза театральных деятелей

  • Драма
  • Владимир Оренов
  • 2008
  • 136 мин

Челябинский театр юного зрителя

  • Драма
  • Надежда Марусалова (Иваненкова)
  • 1975
  • 137 мин

Государственный академический Малый театр

Прямая трансляция 20 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Древнерусская духовная музыка и духовные стихи XV–XVIII веков

Прямая трансляция 20 октября, в 21:00. Калининград

«Догадки, прорывы, предвидения авангарда»

Прямая трансляция 19 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

«Я помню чудное мгновенье». Вечер русского романса

Прямая трансляция 18 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

«Виртуозы Москвы», Андрес Мустонен

Прямая трансляция 18 октября, в 19:00. «Ленфильм-клуб»

Трансляция фильма «Амун»

Прямая трансляция 17 октября, в 16:30. Театральный музей имени А. А. Бахрушина

Мастер-класс Льва Додина

Прямая трансляция 17 октября, в 11:00. Музей военной истории РВИО

Российская революция 1917 г.: историческая память и школьное образование

Прямая трансляция 16 октября, в 12:00. Театральный музей имени А. А. Бахрушина

Мастер-класс Сергея Женовача

Прямая трансляция 16 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Звезды XXI века. Золотая коллекция

Концертно-театральную программу покажут на фестивале актуальной классики Re:Formers.

Подробнее

В подборке портала «Культура.РФ» — интересные события в эти выходные.

Подробнее

Изображение будут проецировать на фасад Зимнего дворца и крейсер «Аврора».

Подробнее

Ее возглавят Николай Цискаридзе и Борис Эйфман.

Подробнее

Руководители, консультанты и участники секции провели пресс-конференцию, посвященную работе секции.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть