Леди Макбет Мценского уезда
Опера

Леди Макбет Мценского уезда

Московский театр «Геликон-опера»

Год выхода:
2012
Страна производитель:
Россия
Длительность:
154 мин.
Режиссёр:
Дмитрий Бертман

Опера «Леди Макбет Мценского уезда» задумывалась как первая часть трилогии о «положении женщины в разные эпохи в России». Вторую часть планировалось посвятить Кате Масловой, героине «Воскресенья» Льва Толстого, а третью — революционерке Софье Перовской. Замысел не осуществился — «Леди Макбет» оказалась последней завершенной оперой Дмитрия Шостаковича.

После премьеры оперы «Нос» по Гоголю, Шостакович пишет еще одну — по очерку Лескова. Свое внимание к этому источнику Шостакович обратил, наверняка, не случайно: накануне вышло очередное переиздание «Леди Макбет Мценского уезда», которое оформил Борис Кустодиев, а также одноименный фильм.

Шостакович работал над «Леди Макбет» более двух лет, с осени 1930 года по декабрь 32-го. В это же время он пережил болезненно затянувшийся разрыв со своей первой любовью Татьяной Гливенко и женился на Нине Варзар, которой и посвятил новую оперу. Галина Серебрякова считала, что героиня Лескова (возможно, как и Нина Варзар) поразила композитора неистовством своей страсти.

Премьера новой оперы Шостаковича вышла практически одновременно — с разницей в два дня — в Ленинграде и Москве: 22 января 1934 года в МАЛЕГОТе (под управлением Самуила Самосуда), и 24 января в Музыкальном театре им. Немировича-Данченко. Оперу сопровождал необыкновенный успех, за два года опера была показана 177 раз. За «Леди Макбет» закрепился статус «первой советской классической оперой» и «величайшего триумфа советской музыки». Начиная с 1935 года, оперу ставят в Кливленде, в Нью-Йорке, Филадельфии, Стокгольме, Праге, Цюрихе. В этом же году оперу поставили в Большом театре, а в январе 1936, «Леди Макбет Мценского уезда» можно было посмотреть в Москве сразу в трех интерпретациях (в столице гастролировал МАЛЕГОТ).

26 января спектакль в Большом театре посетил Сталин. 28 января вышла газета «Правда» с анонимкой под названием «Сумбур вместо музыки», резко осуждавшая и автора, и его сочинение: оперу назвали примитивной и вульгарной, осудили за «сексуальный натурализм» и так далее. Так самая популярная опера того времени канула в лету. Вплоть до 1962 года, когда опера «Катерина Измайлова» (название пришлось изменить) была поставлена в Москве, в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Шостакович нашел в себе силы сделать новую редакцию, тиран уже был в могиле, но разрешение на постановку «Катерины» все равно далось с большим трудом.

Возвращение же первой редакции в музыкальную практику России связано с именем Мстислава Ростроповича: он осуществил концертное исполнение «Леди Макбет Мценского уезда» сначала в Санкт-Петербурге, а затем и в Москве.

В «Геликон-опере» оперу Шостаковича поставили в первой редакции. Дата премьеры была выбрана неслучайно, она прошла 28 января 2000 года — ровно шестьдесят четыре года спустя после выхода доноса в «Правде».

Режиссер и художественный руководитель театра Дмитрий Бертман рассматривал постановку оперы Шостаковича как первую часть дилогии под названием «Два Макбета» — весной вышла вторая часть («Макбет» Верди), главные партии в обеих операх исполняли одни и те же певицы.

Дмитрий Бертман в соавторстве с художниками Татьяной Тулубьевой и Игорем Нежным решил спектакль в традиционной для его творчества тех лет эпатажной, даже хулиганской манере. Подвал, увитый канализационными трубами, клетки из металлических сеток и бросающееся в глаза алое кожаное кресло словно символизируют все самое низменное, животное, пошлое.

Спектакль стал четырежды лауреатом национальной театральной премии «Золотая маска» в категориях лучший спектакль, лучшая работа режиссера (Дмитрий Бертман), лучшая работа дирижера (Владимир Понькин) и лучшая женская роль (Анна Казакова).

В подборках

Николай Лесков. Странник поневоле
От путевых заметок до драмы.

Смотрите также

Мазепа
Драма
2017
130 мин
Отелло
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1979
90 мин
Хованщина
Мариинский театр (Основная сцена)
1992
182 мин
Каменный гость
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1979
84 мин