Войти Версия для слабовидящих
Популярное
  • 1964
  • Сказка, Сказки и мультфильмы
  • Александр Роу
  • 84 мин
  • 1960
  • Сказка, Сказки и мультфильмы
  • Александр Роу
  • 74 мин
  • 1978
  • Мелодрама, Драма
  • Павел Любимов
  • 91 мин

Кинооко Дзиги Вертова


Он стоял у истоков советского кинематографа, совершил своеобразную революцию и доказал, что кино — это нечто большее, чем просто развлечение.

Денис Аркадьевич Кауфман (настоящее имя Дзиги Вертова) родился в Белостоке в семье библиотекарей. Учился в Психоневрологическом институте и в Московском университете. Бурная, новая жизнь захлестнула его с головой, он подружился с футуристами и тогда-то и взял себе звучный псевдоним — Дзига Вертов.

Кинематограф в жизнь Дзиги Вертова вошел в 1918 году, тогда он начал работать в отделе хроники Московского кинокомитета секретарем-делопроизводителем. Но скучная секретарская работа с бумагами была явно не для него: Вертова привлекал мир кино и огромные перспективы, связанные с развитием этого вида искусства. В 1918–1919 годах он принимал участие в создании первого советского киножурнала «Кинонеделя», посвященного событиям Гражданской войны. Потом сам вместе с оператором поехал на фронт, снимал там.

В 1920 году Дзига Вертов становится заведующим киносекцией отдела агитационно-инструкторских пароходов и поездов (агитпарпоездов) ВЦИК и начинает снимать кинохронику. Все снимается с колес, события отслеживаются почти молниеносно. В течение трех лет были сняты такие фильмы, как «Бой под Царицыном», «Процесс Миронова», «Вскрытие мощей Сергия Радонежского», «Пароход «Красная Звезда», «Агитпоезд ВЦИК», «Процесс эсеров», а также полнометражная картина «История гражданской войны».

Вместе с единомышленниками Дзига Вертов создает новаторскую группу. Друзья называют себя «киноками» или «киноглазовцами» (от слов «кино» — «око» и «кино» — «глаз»). Тогда и появляется его знаменитая ежедневная киногазета «Киноправда». Первый выпуск киногазеты вышел 5 июня 1922 года. На весь экран надпись: «Спасите голодающих детей!» Кадры истощенных ребят. И снова надпись: «Нет больше сил». Так начиналась эта киногазета. От зоркого киноока Дзиги Вертова не укрывались никакие нюансы и моменты жизни в молодой Стране Советов.


Одновременно с «Киноправдой» Вертов стал выпускать серию фильмов под общим названием «Киноглаз», каждый из них был посвящен отдельному сюжету. Первый вышел в 1924 году и назывался «Жизнь врасплох». Дзига Вертов хотел доказать провозглашенную им теорию о том, что у «киноглаза» гораздо больше возможностей, чем у обычного человеческого зрения. «Я — киноглаз, — провозглашал режиссер. — Я строитель. Я посадил тебя, сегодня созданного мной, в несуществовавшую до сего момента удивительнейшую комнату, тоже созданную мной. В этой комнате — 12 стен, заснятых мной в разных частях света. Сочетая снимки стен и деталей друг с другом, мне удалось их расположить в порядке, который тебе нравится, и правильно построить на интервалах кинофразу, которая и есть комната… Я — киноглаз, я создаю человека, более совершенного, чем созданный Адам, я создаю тысячи разных людей по разным предварительным чертежам и схемам. …Я — киноглаз. Я у одного беру руки, самые сильные и самые ловкие, у другого беру ноги, самые стройные и самые быстрые, у третьего голову, самую красивую и самую выразительную, и монтажом создаю нового, совершенного человека».

Мир оценил старания Дзиги Вертова: в 1925 году в Париже, на родине кинематографа, на выставке декоративных искусств он получил серебряную медаль и диплом за выпуск «Киноглаза». В 1929 году режиссер поездил по Германии с докладом на тему «Что такое киноглаз», он выступил в Ганновере, Берлине, Дессау, Эссене, Штутгарте. Переводчик ему не требовался, он прекрасно владел немецким языком.

В этом же 1929 году он снял свой знаменитый фильм «Человек с киноаппаратом», в котором хотел продемонстрировать все возможности человека, вооруженного кинокамерой. В 1964 году, через десять лет после того, как Дзига Вертов ушел из жизни, кинокритики 24 стран назвали «Человека с киноаппаратом» в числе двадцати лучших документальных фильмов всех времен и народов.


Французский режиссер-документалист Фредерик Россиф писал о Дзиге Вертове так: «Всё западное кино в долгу перед Вертовым за его революционный поиск. До Вертова документалисты снимали изображение — после Вертова они научились снимать идеи».

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

  • 1912
  • Комедия, Сказки и мультфильмы
  • Владислав Старевич
  • 13 мин
  • 1929
  • Документальное, Социальная тематика
  • Дзига Вертов
  • 67 мин
  • 1935
  • Комедия, Сказки и мультфильмы
  • Александр Птушко
  • 64 мин
Прямая трансляция 20 ноября, в 19:30. «Ленфильм-клуб»

Открытие кинофестиваля «Начало»

Прямая трансляция 20 ноября, в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Рождение Европы. Музыка XII–XVII веков

Прямая трансляция 20 ноября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Музыкальный калейдоскоп

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

В нем примут участие 88 конкурсантов из 21 российского города.

Подробнее

В Лондоне, Эдинбурге и других городах покажут новинки российского кинематографа.

Подробнее

Церемония открытия состоялась в Главном штабе Эрмитажа.

Подробнее

Он оказал большое влияние на развитие архитектуры и дизайна XX века.

Подробнее

Бренд «Библиотека нового поколения» презентовало агентство BBDO.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть