Публикации раздела Кино

День матери

Вера Барановская в фильме «Мать»


Людмила Гурченко в фильме «Мама»


Нонна Мордюкова в фильме «Родня»


Маргарита Терехова в фильме «Зеркало»


Галина Польских в фильме «По семейным обстоятельствам»


Наталья Гундарева в фильме «Однажды, 20 лет спустя»


Татьяна Доронина в фильме «Мачеха»


Люсьена Овчинникова в фильме «Мама вышла замуж»


Вера Кузнецова в фильме «Отчий дом»


Ирина Скобцева в фильме «Аннушка»


Ольга Яковлева в спектакле «Путешествие Алисы в Швейцарию»


Римма Быкова в спектакле «Улица Шолом-Алейхема, дом 40»



Александра Ислентьева в спектакле «Последнее письмо»



Елена Гоголева в спектакле «Господа Головлевы»


Алла Покровская в спектакле «Кресло»


В дореволюционные времена в русских деревнях женщины не сидели дома в отпуске по уходу ребенком, подобно городским жительницам. Они были заняты на полевых работах, вели домашнее хозяйство. У крестьян многодетные семьи считались нормой, а родильные обряды занимали значительное место в жизни женщин.


Колыбельные, потешки, прибаутки, сказки с песенками на Руси пели сольно. Их исполняли матери, няни, бабушки, иногда девочки-подростки. Песенный фольклор на протяжении веков помогал создавать игровое пространство–время между взрослым и ребенком. Все игры сопровождались задорными прибаутками, сказками и импровизированными монологами пестуньи (воспитательницы) — это помогало успокоить малыша.


У белорусов-переселенцев, проживающих в нескольких селениях на территории Омского Прииртышья, обрядовый цикл «родин» состоял из нескольких этапов, среди которых главные — «хрезьбины» и «ответки». Во время коллективных собраний по случаю рождения ребенка пелись обрядовые песни величального и корильного содержания.

Повитухи продолжали помогать роженицам ухаживать за ребенком и после родов. Сорок дней бабка купала новорожденного, сопровождала роженицу в баню, чтобы ее там «не задушили черти».


По традиции в семьях ногайцев мать роженицы дарила ребенку колыбель, матрас, подушку, одеяло и пеленки. Деревянная колыбель называлась «бесик» и была устроена так, что позволяла ребенку оставаться сухим. Веря в магические свойства можжевельника, ногайцы старались хотя бы одну деталь колыбели сделать именно из него. Когда ребенок подрастал, колыбель не выбрасывали, а хранили в укромном месте и передавали из поколения в поколение.


Колыбельные песни томских чатов для успокоения и скорейшего засыпания ребенка обычно поют только женщины. Эта песенная традиция передается внутри семьи из поколения в поколение.

Однако колыбельные могут исполняться не только на песенные напевы, но и на свои собственные. В их текстах обязательно должны присутствовать слова «ребенок», «колыбель», «усни», «укладываю» или звуки, имитирующие пение птиц.

Во всех народных колыбельных песнях ребенка называют по имени. Поэтому любая народная колыбельная песня — это обращение мамы, бабушки к заботливой, оберегающей ребенка богине Лели.

В отличие от славянских колыбельных, в колыбельных песнях сибирских татар не произносят имена детей. Их заменяют различными ласковыми словами — «соловушка», «звезда моя», «моя ласточка» и др.

Смотрите также

Мать
Драма
1926
87 мин
Зеркало
Драма
1974
102 мин