Войти Версия для слабовидящих

Давид Самойлов


Фрагмент из книги Давида Самойлова «За третьим перевалом».

Я родился в Москве 1 июня 1920 года.

Москва в пору моего детства была раз в десять меньше нынешней. Я ее люблю и хорошо знаю. Тогда еще большинство составляло коренное население, и вокруг меня звучала прекрасная московская речь.

Мы все состоим из кусков самочувствия, доставшихся нам от предков.

Я знаю, что досталось мне от матери, что – от отца. Отец – военный врач в Красной армии. По демобилизации – всю жизнь – ученый, старший научный сотрудник одного из институтов. Мать работала переводчицей во Внешторгбанке.

Отец – мое детство. Ни мебели квартиры, ни ее уют не были подлинной атмосферой моего младенчества. Ее воздухом был отец.
До школы я много болел, поэтому рано выучился читать.

Стихи начал писать рано, скорей всего не из подражания, а по какой-то внутренней потребности.
(…) Однажды погожим утром (…) памятного лета 1926 года (…) я сочинил первые в жизни строки:

Осенью листья желтеть начинают,
С шумом на землю ложатся они.
Ветер их снова на верх поднимает
И кружит, как вьюгу в ненастные дни.

Большое влияние на духовное развитие нашей семьи сыграло знакомство (…) с Василием Григорьевичем Яном (Янчевецким).
Я впервые увидел писателя не в блеске славы, в сопутствии удачи, не в материальном благополучии, а в упорном труде, в бедности и высоком понимании своего назначения.

Моим любимым чтением были первые повести Яна – «Финский корабль», «Огни на курганах», «Спартак».
(…) Я перекладывал эти произведения в поэмы и стихотворные драмы.

Первый серьезный разговор о поэзии, навсегда запомнившийся, состоялся у меня с молодым критиком и поэтом Ярополком Семеновым. Мне было лет четырнадцать. Семенов подробно разобрал тогдашние мои стихи и впервые объяснил необходимость для поэта быть оригинальным.

Я тогда «болел» Пастернаком. Потом увлекся Хлебниковым.
Учился я не больно усердно и учеником был средним, из-за природной лени. Вывозило «общее развитие».

«Больше, чем любовь. Давид Самойлов». Документальный фильм.
Автор сценария и режиссер: Екатерина Гликман

До института я был мальчик из интеллигентной среды и постепенно накапливал понятия. Естественно, первоначально у меня их было мало. А потом – наш знаменитый ИФЛИ, где было очень хорошо поставлено образование.

Иногда ИФЛИ называют «Красным лицеем». По-моему, это очень удачное название. Сам институт был небольшой, все друг друга знали, и братство, рожденное там, не случайно сохранилось до сих пор.

Мне повезло в товарищах и учителях. Друзьями моей поэтической юности были Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Глазков, Сергей Наровчатов, Борис Слуцкий. Учителями нашими – Тихонов, Сельвинский, Асеев, Луговской, Антокольский.

Чего мы хотели? Хотели стать следующим поколением советской поэзии, очередным отрядом политической поэзии, призванным сменить неудавшееся, на наш взгляд, предыдущее поколение.

Тогда в нашей компании родился термин «поколение сорокового года».
До настоящего времени не совсем точно определен термин «фронтовая поэзия».

«Мальчики державы. Давид Самойлов». Документальный фильм.
Режиссер: Максим Палащенко
Автор и ведущий: Лев Аннинский
2010 г.

То ли это стихи, написанные на фронте, то ли вообще стихи о войне, то ли просто стихи, написанные фронтовиками. Я под этим термином разумею стихи о войне, созданные фронтовиками, независимо от времени написания.

А война была разной. Бой – это вещь особая. Кто воевал, тот знает.
С конца августа 1942 года по конец марта 1943-го бессменно находился на передовой при речке Назия, в составе пулеметного расчета 3-го батальона 1-й Отдельной горнострелковой бригады.

Получил тяжелое ранение в руку в бою под Мгой.
К осени оказался я в Горьком, в учебной роте запасного полка.

Я просился на фронт и получил направление (…) в распоряжение разведотдела штаба 1-го Белорусского фронта (…) в конце января 1944 года.

С той поры до демобилизации я находился в составе 3-й Отдельной моторазведроты, ее комсоргом. Последний чин – старший сержант.

На фронте стихов не писал, записывал отдельные строфы, а стоя на посту в бесконечные зимние ночи, в голове сочинял роман.

Послевоенные годы были тяжелы для страны. По-всякому трудны и для меня.

После войны стихи у меня долго не ладились. Поэтому когда меня спрашивают, почему я не печатался во второй половине сороковых, так это не только из-за неблагоприятной конъюнктуры.

Но тут случайно я начал заниматься переводами. И для меня это оказалось очень хорошей школой.

К середине 50-х годов, когда я начал более или менее регулярно печататься, у меня сложился стих.

В 1958 году вышла первая книга стихов «Ближние страны». С той поры регулярно стали выходить мои поэтические книги.

Вся моя жизнь последнее тридцатилетие связана с литературной работой. Сюжет ее прост и не заслуживает особого внимания.


Хотя я и горожанин по рождению и даже по происхождению, но после войны меня потянуло из большого города. Я много лет прожил в Подмосковье, а потом случайно попал в маленький эстонский городок Пярну и остался в нем жить.

У каждого свой характер, и я, несмотря на видимую общительность, имею потребность микросреды, где я могу думать. Долго. Мне надо думать долго.

А метод у меня очень простой. Стихи пишутся чаще всего на ходу или когда я лежу. На диванчике. Они приходят иногда целиком, как готовое стихотворение, иногда как недописанное, а иногда как переписанное, то есть такое, где написано лишку. Тогда я просто вычеркиваю лишние строфы. И записываю его обычно в тетрадку.

В молодости человек более суетен, он полон энергии, ему хочется бежать на свидание, играть в футбол, а с возрастом понимаешь, что надо прислушиваться к своему «кошачьему» чувству – оно лучше знает, что нужно делать.

Вообще художник должен не думать о том, нравственно его искусство или нет, а заботиться о своей, личной нравственности. Тогда и его творения неизбежно унаследуют свойства его личности.

От большинства из нас, кого современники называют поэтами, остается не так уж много.

Отбор этот производят читатели – все виды Читателей, которых нам посчастливилось иметь.

«Из поздней пушкинской плеяды... Давид Самойлов». Документальный фильм.
Режиссер: Илья Лайнер
2010 г.



СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Прямая трансляция 18 октября, в 19:00. «Ленфильм-клуб»

Трансляция фильма «Амун»

Прямая трансляция 18 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

«Виртуозы Москвы», Андрес Мустонен

Прямая трансляция 17 октября, в 16:30. Театральный музей имени А. А. Бахрушина

Мастер-класс Льва Додина

Прямая трансляция 17 октября, в 11:00. Музей военной истории РВИО

Российская революция 1917 г.: историческая память и школьное образование

Прямая трансляция 16 октября, в 12:00. Театральный музей имени А. А. Бахрушина

Мастер-класс Сергея Женовача

Прямая трансляция 16 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Звезды XXI века. Золотая коллекция

Прямая трансляция 15 октября в 14:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

А. Линдгрен – «Пеппи Длинный чулок». Дневные симфонические концерты для детей

Прямая трансляция 15 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Михаил Почекин, Юрий Фаворин

Прямая трансляция 15 октября, в 15:00. Камерный зал Филармонии

«Дорога к джазу» Известные джазовые мелодии

Французский писатель примет участие в заседании секции «Литература и чтение» и представит свою новую книгу.

Подробнее

Зрителей ждут выставки, мастер-классы, концерты и спектакли.

Подробнее

Зрители услышат музыкантов-виртуозов из разных стран.

Подробнее

Зрители увидят 68 российских и зарубежных картин.

Подробнее

В нем принимают участие более 20 тысяч молодых людей из 185 стран мира.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть