Югра начала XX века: история в фотографиях

Ханты-Мансийск — столица Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, крупнейшего нефтедобывающего региона мира. Узнать, как выглядел и чем жил город 100 лет назад, можно только по редким фотографиям из фондов Музея природы и человека
. Это одни из самых ранних снимков, которые запечатлели старинное село Самарово — историческую часть современного Ханты-Мансийска. Фотографии фиксировали жизнь местных обитателей: семьи русских старожилов, иртышских хантов (коренного народа Севера) и политических ссыльных. К последним принадлежал и сам автор снимков — Алексей Галкин. Смотрите его работы и читайте, как жил Ханты-Мансийск на границе прошлых веков.

Как фотограф попал на Север

Алексей Галкин родился в Калужской губернии в крестьянской семье. В 1906 году, когда фотографу было 28 лет, его осудили за агитационную деятельность среди рабочих и сослали на Север. Галкин четыре года прожил в Самарово и все это время снимал местных жителей и политических ссыльных. А еще — фотографировал местную природу, сельские пейзажи и даже хозяйственные постройки.
Жил я в ссылке в селе Самарово с лета 1906 года до лета 1910 года. Арестован был за подпольную революционную работу 7 января 1906 года на Троицкой писчебумажной фабрике Медынским уездным исправником бывшей Калужской губернии и выслан в Сибирь
в село Самарово. Жил на втором этаже в доме Шмонина. За свое пребывание в ссылке я сделал много фотоснимков политссыльных…
Из письма Алексея Галкина в Окружной краеведческий музей, 1955 год
Осталась лишь одна фотография самого Алексея Галкина времен ссылки — на ней его запечатлели в санях перед поездкой. Чтобы делать снимки, он отправлялся в разные населенные пункты. Самой протяженной поездкой по тобольскому Северу для Галкина стал путь от Тобольска
до Обдорска (сегодня — город Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ).
Село Демьянское. Изображение предоставлено Музеем природы и человека, Ханты-Мансийск
Площадь Березово. Изображение предоставлено Музеем природы и человека, Ханты-Мансийск
Обдорск. Изображение предоставлено Музеем природы и человека, Ханты-Мансийск
Село Малый Атлым. Изображение предоставлено Музеем природы и человека, Ханты-Мансийск
Подгорная часть Тобольска. Изображение предоставлено Музеем природы и человека, Ханты-Мансийск
Во время работы в таежной глубинке фотограф сталкивался со многими техническими сложностями. Однако Алексею Галкину удалось не только отснять интересные исторические кадры, но и передать атмосферу сурового края. По свидетельству его друга, политссыльного Андрея Гришаева, за фотоснимки севера Тобольской губернии Галкин получил Гран-при на выставке в Париже.

Село Самарово на снимках Галкина

Самарово — старинное русское село на слиянии Оби и Иртыша, у подножия возвышенности, которую здесь называют Чугас. Оно ведет свою историю с 1635 года. Тогда по указу царя Михаила Федоровича на Сибирской дороге в Сургутском уезде «под Самаровыми горами» устроили почтовую станцию. Ее назвали на татарский манер — Самаровский ям. Первыми здесь поселились 50 ямщиков с семьями из Пермского, Вологодского и Олонецкого краев.
Улица села Самарово. Изображение предоставлено Музеем природы и человека, Ханты-Мансийск
Вид на село Самарово с левого берега реки Иртыш. Изображение предоставлено Музеем природы и человека, Ханты-Мансийск
Улица Церковная села Самарово. Изображение предоставлено Музеем природы и человека, Ханты-Мансийск
А Самаровский ямъ потому словетъ, что былъ Остяцкiй князь в томъ мѣсте, имянемъ Самары, такъ же и городокъ выкопанъ на высокихъ горахъ и шанцы по се время видѣтся.
«Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Николая Спафария в 1675 году»
На фотографиях Алексея Галкина Самарово уже крупное зажиточное селение. Снимки дополняют многочисленные описания, которые сохранились в письменных источниках конца XIX — начала ХХ века:
Главные улицы довольно прямы и благодаря твердой с крупной галькой почве не грязны. По всем почти улицам проложены из толстых плах тротуары, или, правильнее сказать, мостики. Устройство этих мостиков вызвано, как надобно полагать, тем, что с горы протекает много ручьев… Что же особенно неприятно поражает проезжающего на улицах с. Самаровского, так это масса плах, бревен, жердей и щеп, валяющихся в беспорядке повсюду. Даже площадь около церкви и та завалена лесом.
<…>
Большинство домов в Самарово двухэтажные, некоторые из них отличаются и красотой, как например, дома Шейминых, Земцова и Кузнецова. Есть, конечно, много и лачуг, и домов почти без всяких хозяйственных пристроек. Всех же домов считают 175. Одно училище, волостное правление, два питейных заведения, 6 лавок и почтовая земская станция.
Н. Лыткин. «Путевые заметки. Село Самаровское», 1890 год

Фотографии политических ссыльных и местного населения

Политссыльные выезжают из Самарово на исследование реки Конды. Изображение предоставлено Музеем природы и человека, Ханты-Мансийск
Политссыльные за изучением революционной литературы. Изображение предоставлено Музеем природы и человека, Ханты-Мансийск
Проводы товарищей дальше на Север. Изображение предоставлено Музеем природы и человека, Ханты-Мансийск
Через село Самарово в начале XX века проехало много политссыльных. Новые партии прибывали регулярно — часть осужденных оставалась в селе, часть отправлялась в другие поселения. О том, как жилось в Самарово, вспоминал большевик, участник революционного выступления 1905 года Андрей Гришаев. Он описывал детали в письме заведующему Ханты-Мансийского музея в 1955 году: «Жизнь политических ссыльных была весьма трудной. Каждый получал по четыре рубля в месяц. Этих денег не хватало на пропитание. Приходилось наниматься к крестьянам на рыбную ловлю, косить сено, заготавливать дрова. Где бы мы ни работали, мы не забывали о проведении политической агитации среди артелей рыбаков. Заработок шел не только на личные цели, значительную долю своих денег вносили старосте колонии Е.Л. Афонину. Эти деньги предназначались бежавшим политическим ссыльным из Обдорска, Сургута, Тобольска».
Одним из основных местных промыслов, которым занимались политические ссыльные, было рыболовство. Рыбу в Сибири
добывали круглый год, на ловлю выходили целыми группами, где каждый знал свою роль: кто-то разбивал лед в лунке, кто-то вычерпывал осколки льда, затем дружно вытягивали сеть, стараясь не повредить ее и не упустить улов. Помогали даже дети — они собирали рыбу.
Кроме работы ссыльные учились сами и учили грамоте местных крестьян. Местный житель выделил для этих целей большой двухэтажный дом, в котором читали книги, ставили спектакли и давали уроки.
А еще осужденные не были привязаны к месту отбывания наказания и могли совершать длительные поездки по тобольскому Северу. Например, 17 июня 1908 года с пристани села Самарово группа политссыльных отправилась на реку Конду в научную поездку. Ее устроил студент Киевского политехнического института Моисей Корсунский, который попал в Сибирь за принадлежность к военно-революционной организации РСДРП. Он привлек единомышленников, собрал средства, построил лодку и даже лично получил официальное разрешение у губернатора в Тобольске
.
В три часа после хорошего обеда, изготовленного хозяйкой, мы вошли в лодку и сели на весла, товарищ Галкин, самаровский фотограф, снял нас, стоявшие на берегу товарищи крикнули нам: «Прощайте!» — и мы поплыли.
Моисей Корсунский. «Очерк экскурсии на Конду летом 1908 года»
Участники экспедиции изучили древности в бассейне Конды — три городка и два могильника. Отчет о поездке, археологические находки, гербарий, журнал съемки русла и более 50 фотонегативов, сделанных во время путешествия, политссыльные передали в Тобольский губернский музей
.
Приобские ханты около чума. Изображение предоставлено Музеем природы и человека, Ханты-Мансийск
Ханты во дворе торговца в селе Самарово. Изображение предоставлено Музеем природы и человека, Ханты-Мансийск
Охотники ханты после сдачи пушнины самаровскому купцу. Изображение предоставлено Музеем природы и человека, Ханты-Мансийск
Также Алексей Галкин запечатлел быт и хозяйственный уклад коренного малочисленного населения Севера — хантов
. Традиционно ханты вели полукочевой образ жизни: разводили оленей, ловили рыбу, собирали дикорастущие растения и охотились. Свою добычу, пушнину, или, как ее называли, «мягкую рухлядь», ханты чаще всего продавали или обменивали на нужные им продукты и вещи у местных купцов.

Авторы: Татьяна Собольникова, Дмитрий Сурков, Игорь Белов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна