Интернет, нейросети и искусственная еда: что предсказали Стругацкие

Аудиоверсия: Интернет, нейросети и искусственная еда: что предсказали Стругацкие
00:00
Братья Стругацкие
называли себя «никудышными предсказателями». Однако в своих произведениях они описали много явлений, которые позже открыли или изобрели. Синтетическая пища, нейронные сети и интернет — читайте в нашем материале, что предсказали фантасты.

Большой Всепланетный Информаторий — интернет

Valter Edgar. Иллюстрация к произведению братьев Стругацких «Жук в муравейнике». Издательство Pioneer (Tallinn), 1985. Изображение: <a href="http://www.rusf.ru/abs/s_vd.htm" target="_blank">rusf.ru</a>
Valter Edgar. Иллюстрация к произведению братьев Стругацких «Обитаемый остров». Издательство Pioneer (Tallinn), 1985. Изображение: <a href="http://www.rusf.ru/abs/s_vd.htm" target="_blank">rusf.ru</a>
Billon Daniel. Иллюстрация к произведению братьев Стругацких «Путь на Амальтею». Издание «La Vie Ouvrière» (Paris), 1962-1963. Изображение: <a href="http://www.rusf.ru/abs/s_3b.htm" target="_blank">rusf.ru</a>
Прообразом интернета в произведениях Стругацких был Большой Всепланетный Информаторий (БВИ). Им пользовались герои цикла «Мир Полудня», чтобы искать нужную информацию. Информаторий работал очень медленно. Чтобы получить ответ на простой запрос, нужно было ждать несколько часов. Зато вся информация была точной и достоверной, из официальных источников.
Развлекательных материалов в БВИ не было. Он больше напоминал современные онлайн-энциклопедии. Почти вся информация была общедоступной, но некоторые запросы имели пометку «только для специалистов». Содержались в базе и данные о людях. Однако такую информацию загружали только с их согласия.
Герои книги считали информаторий «чудом света». В книге «Жук в муравейнике» Максим Каммерер, исследователь космоса, так говорил о нем: «Подавляющее большинство моих однопланетников понятия не имеет о реальных возможностях этого восьмого (или теперь уже девятого?) чуда света — Большого Всепланетного Информатория. Вполне допускаю, впрочем, что и я, при всем своем опыте и всей своей сноровке, отнюдь не имею права претендовать на совершенное умение пользоваться его необъятной памятью».

Искусственная пища

Вячеслав Тё. Иллюстрация к произведению братьев Стругацких «Далекая радуга». Издательство «Импульс», 1997. Изображение: <a href="http://www.rusf.ru/abs/s_tf.htm#dr" target="_blank">rusf.ru</a>
Valter Edgar. Иллюстрация к произведению братьев Стругацких «Жук в муравейнике». Издательство Pioneer (Tallinn), 1985. Изображение: <a href="http://www.rusf.ru/abs/s_vd.htm" target="_blank">rusf.ru</a>
 Ramón Eva. Иллюстрация к произведению братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Издательство «Невский проспект», 2011. Изображение: <a href="http://www.rusf.ru/abs/s_r1.htm#ps" target="_blank">rusf.ru</a>
Проблем с продовольствием герои книг братьев Стругацких почти не испытывали. В произведениях из цикла «Мир Полудня» персонажи синтезировали одни вещества из других. Например, золото делали даже из древесных опилок. Стругацкие не описывали, из чего производили еду. Однако традиционные животные фермы в «Мире Полудня» отсутствовали — вместо них мясо получали на «ходячих фабриках белка».
Искусственную еду — синтепищу — Аркадий и Борис Стругацкие описали и в повести «Далекая радуга». Однако там герои считали ее невкусной: «Как неприятно после двухлетнего изобилия снова возвращаться к синтепище, к искусственным бифштексам, к грушам с привкусом зубной пасты, к хлорелловым «супам сельским», к котлетам бараньим квазибиотическим и прочим чудесам синтеза, будь они неладны…»
Реальные ученые пытались создать искусственную пищу еще с середины ХХ века. Сегодня производят даже синтезированное мясо. Например, в 2013 году в Нидерландах представили говяжью котлету для гамбургера из стволовых клеток коров.

Виртуальная реальность и искусственный интеллект

Олег Турков. Иллюстрация к произведению братьев Стругацких «Улитка на склоне». Издательство «Смена», 1988. Изображение: <a href="http://www.rusf.ru/abs/s_uo.htm#us1988" target="_blank">rusf.ru</a>
 Николай Кошкин. Иллюстрация к произведению братьев Стругацких «Страна багровых туч». Издательство «Диафильм», 1988. Изображение: <a href="http://www.rusf.ru/abs/s_o9.htm#sb1988" target="_blank">rusf.ru</a>
 Hennig Jörn. Иллюстрация к произведению братьев Стругацких «Хищные вещи века». Издательство Verlag Volk und Welt (Berlin), 1981. Изображение: <a href="http://www.rusf.ru/abs/s_hn.htm#hv" target="_blank">rusf.ru</a>
В научно-фантастической повести «Хищные вещи века», которую Аркадий и Борис Стругацкий создали в 1964 году, описана виртуальная реальность. В «иллюзорное бытие» герои попадали при помощи слега — небольшой детали. Ее надо было вставить в радиоприемник, а затем лечь в ванну. У каждого героя была своя измененная реальность, в которой исполнялись мечты. Однако Стругацкие писали, что пользоваться слегом опасно: «Люди, ушедшие в иллюзорный мир, погибают для мира реального. Они все равно что умирают. И когда в иллюзорные миры уйдут все — а ты знаешь, этим может кончиться, — история человечества прекратится…»
Первую программу виртуальной реальности изобрели в 1977 году ученые из Массачусетского технологического института. С ее помощью можно было прогуляться по американскому городу Аспен.
Предсказали Стругацкие и нейронные сети — математические системы, которые способны к самообучению. В рассказе «Спонтанный рефлекс» ученые создали универсальную рабочую машину — робота Урма. Такое устройство проектировали для Управления межпланетных сообщений, чтобы исследовать неизвестные планеты. Однако, как и виртуальные миры, нейронные сети в произведении Стругацких оказались опасными. Самообучение Урма пошло не так, как планировали ученые, и робот разрушил лабораторию.
Пискунов рассчитывал, что, «набравшись впечатлений», Урм будет способен без помощи человека подбирать наиболее выгодные линии поведения для каждого нового случая. <…> Новая рефлекторная дуга породила десятки вторичных, не предусмотренных программистами рефлексов. Пискунов окрестил их спонтанными рефлексами. С их появлением Урм перестал действовать по своей основной программе и начал «вести себя».
Аркадий и Борис Стругацкие. «Спонтанный рефлекс»
Современные нейросети по структуре напоминают мозг человека. Они умеют анализировать и запоминать информацию, но устроить бунт, как сделал Урм, не могут. Нейронные сети применяют, чтобы распознавать лица, классифицировать данные и предсказывать события — например, падение фондового рынка.

Видеозвонки и прототипы ноутбуков

Valter Edgar. Иллюстрация к произведению братьев Стругацких «Жук в муравейнике». Издательство Pioneer (Tallinn), 1985. Изображение: <a href="http://www.rusf.ru/abs/s_vd.htm#zh" target="_blank">rusf.ru</a>
 Марк Лисогорский. Иллюстрация к произведению братьев Стругацких «Стажеры». Издательство «Детская литература», 1985. Изображение: <a href="http://www.rusf.ru/abs/s_li.htm#st" target="_blank">rusf.ru</a>
Лев Рубинштейн. Иллюстрация к книге братьев Стругацких «Полдень, XXII век; Малыш». Издательство «Детская литература», 1975. Изображение: <a href="http://www.rusf.ru/abs/s_ru.htm#hv1997" target="_blank">rusf.ru</a>
Герои сразу нескольких произведений Стругацких пользовались видеосвязью: с помощью специальных устройств не только разговаривали друг с другом, но и делились видео. Персонажи детектива «Жук в муравейнике» из цикла «Мир Полудня» использовали для этого видеофон: «В самый разгар этой дискуссии, в 19:33, закурлыкал видеофон. Андрей, сидевший ближе всех к аппарату, ткнул пальцем в клавишу. Экран осветился, но изображения на нем не было… Потом появилось лицо — узкое, с глубокими складками от крыльев носа к подбородку». Как точно выглядело устройство, неизвестно, но по описанию оно напоминало современные ноутбуки. У него были экран и клавиатура. Герои несколько раз переносили видеофон с места на место, держали его на коленях.
Я выговаривал эту фразу, не осмеливаясь глядеть ей в глаза. Я не удивился, если бы она тут же приказала мне убираться вон или даже просто шарахнула меня видеофоном по голове.
Видеосвязь присутствовала и в повести «Парень из преисподней». Так ее описывал житель отсталой планеты: «Сидит он перед своими экранами, на каждом экране — по рылу, а то и по два, и он со всеми этими рылами разговаривает. Меня как ножом ткнули. Представил я себе, как бешусь там на холме, истерику закатываю, а он сидит себе здесь в прохладе, смотрит на все это через экран и хихикает».

Научные открытия: кольца планет-гигантов и уникальные бактерии

A.Jēgers. Иллюстрация к произведению братьев Стругацких «Страна багровых туч». Издательство Latvijas valsts izdevniecība (Rīgā), 1962. <a href="http://www.rusf.ru/abs/s_je.htm#sb" target="_blank">rusf.ru</a>
 Станислав Галай. Иллюстрация к произведению братьев Стругацких «Пикник на обочине». Издательство «АСТ», 2018. Изображение: <a href="http://www.rusf.ru/abs/s_1g.htm#po2018" target="_blank">rusf.ru</a>
 Игорь Ильинский. Иллюстрация к произведению братьев Стругацких «Страна багровых туч».  Издательство «Детгиз», 1959. Изображение: <a href="http://www.rusf.ru/abs/s_il.htm#sb" target="_blank">rusf.ru</a>
Братья Стругацкие предсказали и несколько крупных научных открытий. Владимир Юрковский, один из героев «Жилинского цикла» Стругацких, предполагал, что кольца есть у всех планет-гигантов в Солнечной системе. Костя, начальник физической лаборатории «Эйномия» из повести «Стажеры», говорил о Юрковском: «Вы же хороший ученый, вы же родитель современной планетологии! Из вас же с детства бил фонтан идей! Что гигантские планеты должны иметь кольца, что планеты могут конденсироваться без центрального светила, что кольцо Сатурна имеет искусственное происхождение».
Когда Стругацкие создавали «Жилинский цикл», ученые знали только о кольцах Сатурна. У Урана они были открыты в 1977 году, спустя 15 лет после выхода повести «Стажеры». А у Юпитера и Нептуна, других планет-гигантов, их обнаружили только в 1979 и 1989 годах.
Юрий Макаров. Иллюстрация к произведению братьев Стругацких «Полдень, XXII век (Возвращение)». Издательство «Детская литература», 1967. Изображение: <a href="http://www.rusf.ru/abs/s_ma.htm#nm" target="_blank">rusf.ru</a>
Марк Лисогорский. Иллюстрация к произведению братьев Стругацких «Стажеры». Издательство «Детская литература», 1985
Юрий Макаров. Иллюстрация к произведению братьев Стругацких «Стажеры». Издательство «Детгиз», 1962. Изображение: <a href="http://www.rusf.ru/abs/s_ma.htm#nm" target="_blank">rusf.ru</a>
В повести из «Жилинского цикла» «Страна багровых туч», которую Стругацкие написали в 1952–1957 годах, Юрковский сделал еще одно открытие. Он предположил, что существуют бактерии, которые питаются продуктами распада радиоактивных веществ: «Это бактерии. Колонии бактерий. Но не наших бактерий. Другая жизнь… небелковая жизнь. Живут за счет излучений. Поглощают радиоактивные излучения и живут за счет их энергии…» В 2002 году в ЮАР обнаружили бактерии, которые питались продуктами распада урана, тория и калия. Они обитали в подземных водах, на глубине до трех километров ниже поверхности земли, и не нуждались в кислороде. Этот вид бактерий назвали Desulforudis audaxviator, что с латыни переводится как «смелый путешественник».

Автор: Анастасия Войко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна