Культура древних цивилизаций: блистательная Маргиана

Маргиана — древнее государство, которое располагалось на территории современного Туркменистана в V-III веках до нашей эры. Персы называли его Маргуш. Первые упоминания о нем встречаются в Авесте — священной книге зороастрийцев, и в тексте Бехистунской надписи, созданной по приказу персидского царя Дария I.
«Культура.РФ» рассказывает о самых интересных экспонатах, найденных при раскопках в Туркменистане. Среди них — серебряные сосуды со сложным орнаментом, древние печати и мозаики.

Раскопки города Гонур-Депе

В 1970-х годах археологи вели раскопки в древней дельте реки Мургаб, где когда-то располагался самый большой город Маргианы — Гонур-Депе. С того времени и до 2013 года совместной российско-туркменской экспедицией руководил археолог Виктор Сарианиди. Экспедиция работает в рамках Соглашения о сотрудничестве между Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН и Министерством культуры Туркменистана. С 2014 года ее возглавила доктор исторических наук Надежда Дубова.
Гонур-Депе — главный город Маргианской цивилизации — был очень большим по древним меркам. Одна его центральная часть с главным дворцом занимала около 25 гектаров. Вокруг резиденции располагались храмы. Городские стены и здания были выстроены из необожженного глиняного кирпича.
Гонур-Депе располагался в оазисе, в дельте реки Мургаб. Его жители разводили скот, выращивали плодовые деревья, злаки, виноград, дыни. Когда русло реки стало пересыхать, людям пришлось покинуть это место и поселиться южнее, где воды было достаточно.
Археологи обнаружили парадные залы, храмовые постройки, инженерные сооружения. В постройках нашли ритуальные печи, в которых готовили мясо для жертвоприношений. Ученые также обнаружили и законсервировали центральную часть комплекса, в том числе тронный зал, где правители государства Маргуш проводили важные встречи.

Находки из царского некрополя

Гонур-Депе был не только столицей Маргианы, но и ее религиозным центром и местом для погребений. Всего археологи обнаружили здесь около 5000 захоронений. Одиннадцать из них составляют царский некрополь, который предназначался для правителей, жрецов и самых знатных людей города. Эти усыпальницы выглядели как подземные дома с обеденными столами, специальными хранилищами для посуды, одежды и украшений. Вместе с умершим хоронили все, что считалось необходимым в загробном мире: керамические сосуды, еду, скот, ритуальные жезлы, золотые и серебряные изделия, иногда даже целые повозки.
Рядом с гробницами людей археологи обнаружили отдельные могилы баранов, собак и ослов. Их хоронили с теми же почестями, что и знатных горожан. Ученые предполагают, что такие могилы могли служить символическими усыпальницами тех, кто погиб вдали от родины.
Большую часть гробниц на Гонур-депе разграбили еще в древности, однако некоторые ценности сохранились до наших дней.

Серебряные сосуды

В некрополе археологи обнаружили несколько сосудов из золота, серебра и бронзы. В их числе был небольшой кубок высотой около 15 сантиметров, стенки которого украшал рельефный орнамент. На нем была изображена сложная композиция с разными животными — горными козлами, зайцами, львами, рыбами.
Другой серебряный сосуд имел форму цилиндра высотой около 40 сантиметров. На нем неизвестный маргианский мастер изобразил шагающих двугорбых верблюдов.

Мозаики из царских захоронений

Одной из самых ценных находок в Гонур-Депе стали фрагменты мозаик из царского некрополя. Мастера изображали на стенах мавзолеев и дарохранительницах фантастических зверей, людей с птичьими головами, геометрические и растительные орнаменты.
Мозаики создавались в смешанной технике, которая не встречалась в других культурах. Изображение вначале рисовали на поверхности черной, красной и белой красками. Затем отдельные его фрагменты — головы людей и животных, конечности, птичьи перья — заполняли мелкими элементами из камня, которые придавали картине объем и выразительность.

Оттиски маргианских печатей

Жители Маргианы пользовались каменными или металлическими печатями, на которых изображали сложные композиции. Ими заверяли документы, опечатывали двери домов или складов с товарами, помечали глиняные пломбы на мешках и крупных сосудах. Также печати служили амулетами: их рисунки, по древним маргианским верованиям, оберегали от болезней, несчастных случаев и злых духов.
На раскопках в Гонур-Депе обнаружили фрагменты ритуальных керамических сосудов, украшенных печатными оттисками. Чтобы получить рисунок, штамп прижимали к сырой глиняной поверхности перед обжигом. Таким способом на сосудах изображали людей, насекомых, змей, фантастических животных и разные узоры.
Чаще всего печати вырезали из стеатита, который иначе называли мыльным камнем, — мягкого и простого в обработке материала. Также мастера изготавливали штампы из алебастра или агата.

Составные статуэтки

Маргианские составные статуэтки изображали сидящих людей без признаков пола. Мастера изготавливали их из двух видов камня: туловище вырезали из серого стеатита, а голову и руки — из белого мрамора или гипса. Затем готовые детали соединяли.
Всего в мире обнаружено около 70 составных статуэток Маргианской цивилизации. Три из них нашли в усыпальницах Гонур-Депе. Точное назначение таких фигурок неизвестно. Археолог Надежда Дубова предположила, что в таком виде жители государства Маргуш символически изображали души умерших людей.

Наряд и скульптурный портрет кушанской принцессы

Во время раскопок на севере Афганистана обнаружили экспонаты, связанные с культурой древнего Кушанского царства. По женскому черепу, который археологи нашли в одной из гробниц, удалось восстановить облик кушанской принцессы. Для этого ученые использовали метод антрополога Михаила Герасимова.
Кушанские женщины носили несколько платьев, надетых одно на другое. Одежду украшали золотыми бляшками и резными накладками. Голову традиционно покрывали легкой накидкой. Знатные горожанки дополняли наряды золотыми височными украшениями, браслетами, ожерельями, серьгами, короной или диадемой.
Фотографии предоставлены Маргианской археологической экспедицией.
Благодарим руководителя Маргианской археологической экспедиции Надежду Дубову за помощь в подготовке материала.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна