Не просто писатели

Как Владимир Набоков
писал литературный сценарий к фильму Кубрика «Лолита», сколько раз Михаил Булгаков
переписывал «Похождения Чичикова, или Мертвые души» и какой фильм по книге Замятина стал лучшим во Франции в 1936 году. «Культура.РФ» вспомнила писателей, примеривших на себя роли сценаристов.

Владимир Маяковский

Владимир Маяковский в роли Художника и Лиля Брик в роли Балерины в немом художественном фильме Никандра Туркина (Алатрова) «Закованная фильмой». 1918 год. Фотография: Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург
Владимир Маяковский в роли Хулигана в немом художественном фильме Евгения Славинского и Владимира Маяковского «Барышня и хулиган». Москва, 1918 год. Фотография: Государственный музей В.В. Маяковского, Москва
Владимир Маяковский в роли Художника и Александра Ребикова в роли Цыганки в немом художественном фильме Никандра Туркина (Алатрова) «Закованная фильмой». Москва, 1918 год. Фотография: Евгений Славинский / Государственный музей В.В. Маяковского, Москва
Владимир Маяковский
экспериментировал в разных областях искусства — в том числе пробовал себя в кинематографе. В 1913 году он написал свой первый киносценарий «Погоня за славой». Через пять лет появились работы «Не для денег родившийся» по мотивам «Мартина Идена» Джека Лондона, «Барышня и хулиган»
и «Закованная фильмой»
(в картине по этому сценарию Маяковский сам исполнил главную роль, а Лиля Брик
сыграла балерину). В 1920 году на экраны вышел фильм «На фронт», который поэт называл «агиткартиной, исполненной в кратчайший срок». Ни один из этих сценариев не сохранился. За исключением «Барышни и хулигана» и нескольких фрагментов «Закованной фильмой» до наших дней не дошли и снятые по ним фильмы. Маяковский не любил свои киноработы той поры, называл их «сентиментальной заказной ерундой».
Пик работы в кинематографе у Маяковского пришелся на 1926–1927 годы, когда он написал сценарии «Дети», «Слон и спичка», «Сердце кино», «Любовь Шкафолюбова», «Декабрюхов и Октябрюхов», «Как поживаете?», «История одного нагана», «Товарищ Копытко, или Долой жир!», «Позабудь про камин». Из всех сценариев экранизировали только «Детей» и «Декабрюхова и Октябрюхова», зато тексты сохранились — их впоследствии опубликовали в Собрании сочинений Маяковского.

Евгений Замятин

Евгений Замятин. 1925 год. Фотография: Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург
Кадр из художественного фильма Жана Ренуара «На дне» (1936)
Евгений Замятин. Москва, 1930 год. Фотография: Государственный центральный музей современной истории России, Москва
Первые киноопыты Замятина относятся к его жизни в СССР — здесь он написал рассказ «Пещера», по которому в 1927 году вышел фильм «Дом в сугробах», а в 1928 году появилась картина «Северная любовь» по повести «Север». Писал Замятин и сценарии: «Одиннадцать и одна», «Подземелье Гунтона», однако фильмы по ним так и не вышли.
В 1931 году Евгений Замятин эмигрировал. Он осел в Париже, где стал зарабатывать киносценариями. Правда, писатель сожалел, что эта работа отвлекала его от художественной прозы: «…в голове у меня — неплохой капитал, а я его трачу на Ersatz'ы, на написание каких-то сценариев — только потому, что это единственная не так мизерабельно оплачиваемая здесь работа». Во Франции Замятин адаптировал для киноэкрана произведения русских классиков — «Пиковую даму»
Александра Пушкина
, «Войну и мир»
Льва Толстого
, «Вешние воды»
Ивана Тургенева
. Самой удачной киноработой Замятина называют экранизацию «На дне»
Максима Горького
режиссера Жана Ренуара — ее признали лучшим французским фильмом 1936 года. Замятин предпринимал попытки экранизации и собственного романа «Мы», но они не увенчались успехом.

Владимир Набоков

Владимир Набоков в рабочем кабинете в отеле «Монтре Палас». Из серии фотографий «Владимир Набоков в Швейцарии (1961–1977 годы)». Монтре, Швейцария, 1963 год. Фотография: Таппе Хорст / Музей В.В. Набокова, Санкт-Петербург
Кадр из художественного фильма Стэнли Кубрика «Лолита» (1962)
Владимир Набоков за конторкой в рабочем кабинете в отеле «Монтре Палас». Из серии фотографий «Владимир Набоков в Швейцарии (1961–1977 годы)». Монтре, Швейцария, 1963 год. Фотография: Таппе Хорст / Музей В.В. Набокова, Санкт-Петербург
В 1960-е американский режиссер Стенли Кубрик решил экранизировать «Лолиту» Владимира Набокова — написать сценарий он попросил самого автора романа. Правда, сначала Набоков отказался. Его жена Вера Набокова писала продюсеру Джеймсу Харрису о причине: «Камнем преткновения стала для него идея поженить главных героев с благословения некоего родственника».
Когда же Кубрик предложил Набокову вместе бороться с цензурой и посулил внушительный гонорар, писатель согласился. Первый черновик сценария — не менее литературный, чем первоисточник, — был на 400 страниц. Этого объема вполне хватило бы на восьмичасовой фильм. Набоков сократил текст.
«Я полагаю, что я довел сценарий до разумной протяженности: Пролог — 10 мин.; первый акт — 40 мин.; второй акт — 30 мин.; третий акт — 50 мин., и кроме этого я отметил несколько мест, которые по Вашему усмотрению также можно сократить (другие — восстановить)».
Владимир Набоков
В 1963 году Набоков был номинирован на премию «Оскар» как автор лучшего адаптированного сценария.

Михаил Булгаков

Михаил Булгаков. 1927 год. Фотография: Борис Шапошников / Музей М.А. Булгакова, Москва
Михаил Булгаков с третьей женой Еленой Булгаковой. 1935 год. Фотография: Наталия Ушакова / Музей М.А. Булгакова, Москва
Михаил Булгаков на генеральной репетиции пьесы «Мольер» («Кабала святош») в МХАТе. Москва, 1936 год. Фотография: Музей М.А. Булгакова, Москва
Если пьес за свою жизнь Михаил Булгаков написал немало, то его киносценариев известно всего два. Оба были созданы по мотивам произведений Николая Гоголя
: «Похождения Чичикова, или Мертвые души» и «Ревизор»
.
Первый сценарий автор написал по заказу кинофабрики «Союзфильм». Булгаковский текст во многом шел вслед за поэмой Гоголя, но писатель добавил сцены-отступления, в которых раскрывались чувства и мысли героев. Режиссер будущей картины Иван Пырьев
принял сценарий только с третьего раза, но и потом Булгаков еще несколько раз его дорабатывал. Были и другие трудности: в газете «Вечерняя Москва» сообщили, что «сценарий написан М.А. Булгаковым и Ив. Пырьевым». Михаил Булгаков доказал свое единоличное авторство, но после этого Иван Пырьев охладел к будущему фильму — экранизация так и не появилась. Текст сценария сегодня можно прочесть в собрании сочинений писателя.
«Ревизора» Булгаков писал по заказу «Украинфильма». Работа над этим сценарием также шла трудно — первые авторские версии были раскритикованы. В результате Булгаков был вынужден писать в соавторстве с режиссером картины Михаилом Каростиным. Этот сценарий приняли на студии, и режиссер даже успел приступить к экранизации. Но две первые снятые сцены жестко раскритиковало начальство, и картину закрыли.

Евгений Евтушенко

Евгений Евтушенко. 1960 год. Фотография: Сергей Васин / Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург
Евгений Евтушенко (сидит) на киностудии «Мосфильм» ведет отбор на роли в своем художественном фильме «Похороны Сталина». Москва, 1989 год. Фотография: Музейное объединение «Музей Москвы», Москва
Евгений Евтушенко. 1967 год. Фотография: Николай Лаврентьев / Мультимедиа Арт Музей, Москва
В 1964 году вышел фильм «Я — Куба» Михаила Калатозова, сценарий для которого написал поэт Евгений Евтушенко
. Картина состояла из нескольких новелл, рассказывающих о том, как революция на Кубе изменила жизни героев ленты. Фильм стал лауреатом Международного технического конкурса фильмов в рамках IV конгресса УНИАТЕК в Милане и получил Архивную награду Национального общества кинокритиков США.
Следующей работой Евтушенко в кино стал фильм «Детский сад», снятый по мотивам личных воспоминаний поэта о военном детстве. Картину показали вне конкурса на Венецианском кинофестивале, впоследствии она получила широкое признание на Западе. Наконец, в 1990-м Евтушенко не только написал сценарий, но и снял по нему собственную картину — «Похороны Сталина». Там он исполнил и одну из ролей.

Автор: Лидия Утёмова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна