Войти Версия для слабовидящих

Гид по светским салонам Санкт-Петербурга XIX века

Чем заняться вечером, если вы — русский дворянин первой половины XIX века, к тому же холостой? Можно отправиться в театр или на бал, но на первый вам понадобится абонемент, а второе случается не так уж часто, как хотелось бы. Лучше всего пойти в какой-нибудь из светских салонов — как это делала культурная интеллигенция и известные гости Санкт-Петербурга. «Культура.РФ» представляет гид по знаменитым салонам XIX века.

Как выбрать правильный салон?

Владимир Маковский. Литературное чтение (фрагмент). 1866. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Если вы уже известный писатель или поэт, то вашим выбором, вероятно, будет прием у какого-нибудь влиятельного чиновника. Например, в доме директора Публичной библиотеки и президента Академии художеств, должность эту в начале XIX века занимал Алексей Николаевич Оленин. Особое внимание стоит обратить на хозяина салона, который слывет знатным меценатом и содержит дачу где-нибудь под Петербургом, например с характерным названием «Приютино». О ней вы, вероятно, уже слышали как о «приюте русских поэтов». Там вы получите собственную комнату и будете полностью свободны в выборе досуга: сможете гулять, кататься верхом, петь, плясать, участвовать в ярмарках и, конечно же, любоваться природой. Как Василий Жуковский, Александр Грибоедов, Александр Пушкин или Константин Батюшков.

А Ивану Крылову в приютинском парке отведена личная беседка, куда его буквально запирают, чтобы заставить работать. В этой «Крыловской келье» и были написаны многие его знаменитые басни.

Если вы литературную карьеру только начинаете, немного не уверены в себе и, быть может, совсем не владеете иностранными языками, поезжайте к Карамзиным: в красной гостиной с соломенными креслами вы познаете домашний уют и сможете отведать горячего чаю из самовара, заваренного барышней, сыграть в карты и попрактиковать родную речь.

В гостиной истинно дворянской
Чуждались щегольства речей
И щекотливости мещанской
Журнальных чопорных судей.
Хозяйкой светской и свободной
Был принят слог простонародный…
И новичка-провинциала
Хозяйка спесью не смущала:
Равно для всех она была
Непринужденна и мила…

Александр Пушкин, из черновых набросков к роману «Евгений Онегин»


У Карамзиных вы поймете, что действительно правят бал в великосветском обществе женщины: умные, красивые, талантливые. Выбирать салон, проводимый женщиной, можно по самым разным критериям. Если умные мысли и вдохновение приходят к вам лишь в ночное время, а сон, по вашему мнению, для слабых духом, то поезжайте к Евдокии Голицыной, которую называют «принцессой ночи» за страх умереть в это время суток. Здесь вы встретите Петра Вяземского, Василия Жуковского, Константина Батюшкова, в беседе с которыми ночь пролетит незаметно. Если гуманитарные темы вас не увлекают, отличным собеседником станет сама Евдокия Ивановна: она неплохо разбирается в высшей математике и метафизике. А в 1835 году под руководством профессора Михаила Остроградского даже выпустила сочинение на французском языке «Анализ силы».

Адреса:

• Дома Оленина:
1793–1813 — набережная реки Фонтанки, 10; 1813 — осень 1819 года — набережная реки Фонтанки, 97; осень 1819 — осень 1827 года — набережная реки Мойки, 67. Дача Приютино: город Всеволожск.
• Дом Евдокии Голицыной: ул. Миллионная, 32.
• Дом Карамзиных: набережная реки Фонтанки, 25.


Действуйте во имя своей карьеры

Григорий Мясоедов. Пушкин и его друзья слушают декламацию Мицкевича в салоне княгини Зинаиды Волконской (фрагмент). 1899–1905. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

Используйте дружбу с хозяйками и хозяевами салонов по максимуму. Если Алексей Оленин любит украшать стены своей дачи картинами, предложите ему лучшие из своих работ, как это делали Орест Кипренский, братья Брюлловы и Сильвестр Щедрин. Вы музыкант и хотите услышать мнение о своем новом творении? Отправляйтесь в салон князя Владимира Одоевского: почти все известные зарубежные исполнители, дирижеры, композиторы, будучи проездом в Петербурге, посещают его: Роберт и Клара Шуман, Ференц Лист, Гектор Берлиоз и другие.

Александр Грибоедов впервые представил публике комедию «Горе от ума» в салоне уже знакомой вам Евдокии Голицыной в 1825 году. А вот Михаил Лермонтов и Николай Гоголь считали, что нет места, более подходящего для презентации произведений, чем салон Карамзиных. Именно там они впервые читали «Демона» и «Мертвые души». Там же и делились своими мыслями в альбомах барышень — только с их личного разрешения или просьбы. Так, Лермонтов писал в 1841 году в альбоме уже 39-летней Софьи Карамзиной, дочери Николая Карамзина от первого брака:

Люблю я больше год от году,
Желаньям мирным дав простор,
Поутру ясную погоду,
Под вечер тихий разговор,
Люблю я парадоксы ваши
И ха-ха-ха, и хи-хи-хи,
Смирновой штучку; фарсу Саши
И Ишки Мятлева стихи…

Или в альбоме Евдокии Ростопчиной в том же году:

Я верю: под одной звездою
Мы с вами были рождены;
Мы шли дорогою одною,
Нас обманули те же сны.

Если вы остро чувствуете призвание к литературе и испытываете потребность целенаправленно и упорно работать, не расточая время на комплименты дамам, отправляйтесь в исключительно мужской салон Василия Жуковского — известного наставника молодежи и душеприказчика Пушкина. Здесь вы встретите Николая Гнедича, Петра Вяземского и видного сановника, реформатора Михаила Сперанского с уже известным вам Алексеем Олениным. Кроме того, если Жуковский распознает в вас талант и проникнется к вам симпатией, то, вероятно, сделает все, чтобы уберечь от царского гнева, если вдруг вы станете писать оппозиционные стихи.

Адреса:

• Дома Одоевского:
1826–1838 — Мошков переулок, 1; 1838–1841 — набережная реки Фонтанки, 35.
• Дом Василия Андреевича Жуковского: ул. Миллионная, 35.


Будьте готовы влюбляться и грустить

Григорий Мясоедов. В салоне Зинаиды Волконской (фрагмент). 1907. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

Особенно если вы подвержены впечатлительности и в любви ищете вдохновение, подобно Пушкину или Батюшкову.

Загляните в салон Евдокии Голицыной в 1817 году — и вы увидите, что у ног ее — 18-летний Пушкин, о котором Карамзин пишет не без иронии: «Поэт Пушкин у нас в доме смертельно влюбился в Пифию Голицыну и теперь уже проводит у нее вечера: лжет от любви, сердится от любви, только еще не пишет от любви…»

Будучи у Алексея Оленина, обратите внимание на его воспитанницу Анну Фурман: именно в нее сначала влюбился переводчик Гомера Николай Гнедич, а затем и сам Константин Батюшков, написавший о ней одно из своих самых известных стихотворений:

Я помню голос милых слов,
Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся власов.
Моей пастушки несравненной
Я помню весь наряд простой,
И образ милый, незабвенный
Повсюду странствует со мной.

Однако будьте осторожны с хозяйкой литературного салона Зинаидой Волконской, когда она возвращается в Петербург из Москвы: будь вы трижды Адам Мицкевич, вы все равно останетесь ей, уже вдове, лишь другом. Даже молодой и пылкий поэт Дмитрий Веневитинов так и не смог добиться ее расположения.

Сдержанному восхищению в отношениях с женщинами, по крайней мере внешнему, вас научит Михаил Лермонтов. Свое признание Александре Смирновой-Россет — блистательной хозяйке салона — он выражает мягко, почтительно и немного ностальгически:

В простосердечии невежды
Короче знать я вас желал,
Но эти сладкие надежды
Теперь я вовсе потерял.
<…>
Что делать? — речью безыскусной
Ваш ум занять мне не дано…
Всё это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.

1840 год


Адреса:

Дом Смирновой-Россет:
Литейный проспект, 48.


Автор: Людмила Котлярова

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Прямая трансляция 18 ноября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Ансамбль неаполитанских инструментов «Серенада»

Прямая трансляция 18 ноября, в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Посвящение Мастеру. «Необъятный Рязанов». Юбилейный концерт в день рождения. Кино. Музыка. Слово

Прямая трансляция 17 ноября, в 20:00. Кафедральный собор св. Петра и Павла

«Парад планет». «Созвучия созвездий»

Прямая трансляция 17 ноября в 19:00. Концертный зал имени С. В. Рахманинова

Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема. Музыка из кинофильмов и мюзиклов

Прямая трансляция 17 ноября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

От трубадуров до барокко

Прямая трансляция 17 ноября, в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

И. С. Бах — Магнификат В. А. Моцарт — Реквием

Прямая трансляция 17 ноября, в 12:00. Русский музей

«Пабло Пикассо и искусство XX века»

Прямая трансляция 16 ноября, в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Рудольф Бухбиндер, Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф.Светланова

Прямая трансляция 16 ноября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Алексей Любимов, струнный квартет «Студия новой музыки»

Фотовыставка Istanbul Photo Awards 2017, лекции о средневековой Руси и закрытие фестиваля «CONTEXT. Diana Vishneva».

Подробнее

Церемония открытия состоялась в Главном штабе Эрмитажа.

Подробнее

Он оказал большое влияние на развитие архитектуры и дизайна XX века.

Подробнее

Бренд «Библиотека нового поколения» презентовало агентство BBDO.

Подробнее

Зрителей ждут мировые и российские музыкальные премьеры.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть