Дикие лебеди

Сказка
1962
57 мин
СССР
Начать просмотр

По словам киноведа Петра Багрова, эта картина — одна из девяти советских экранизаций произведений Андерсена — сформировала в отечественном кино новый образ знаменитого сказочника. Этот фильм никак не назовешь типичным прочтением великого датчанина: перед нами не сказка «друга всех детей», как в «Снежной королеве», а творение мечтательного романтика, обращающегося к сюжетам древних легенд (история об одиннадцати лебедях — датское предание).

У правителя далекого-далекого королевства, «куда на зиму от нас улетают ласточки», было одиннадцать сыновей и дочь по имени Элиза. Мать детей давно умерла, и король решил найти новую жену. По законам жанра мачеха-колдунья невзлюбила падчерицу, захотела избавиться от нее и ее братьев. Но коварный замысел удался лишь наполовину: королева не смогла отнять у Элизы ум и доброту и не сумела превратить принцев в воронов. Мальчики обернулись прекрасными лебедями и улетели прочь из королевства, а Элизу выгнал из дома одураченный новой женой отец. Чтобы расколдовать братьев, девушка должна связать каждому по волшебной рубашке из крапивы. Но необычная одежда снимет заклятие, только если во время работы исполнитель не проронит ни слова. И Элиза дает обет молчания.

На момент выхода фильма советские зрители уже привыкли к упрощенным, сентиментальным, выхолощенным цензурой экранизациям сказок Андерсена, лишенным романтического и религиозного пафоса оригинала. Такими были «Гадкий утенок» (1956), «Снежная королева» (1957) и «Дюймовочка» (1964). «Дикие лебеди» Михаила и Веры Цехановских предложили совершенно иные образы и стилистику, которые часто сравнивают с атмосферой шекспировских пьес. Конечно, христианские мотивы в мультфильме опущены, Элиза не читает каждый день псалтирь, но вот традиционный для оригинальных произведений Андерсена высокий романтизм здесь присутствует.

Художники картины, Натан Лернер и Макс Жеребчевский, придали героям вытянутые, строгие очертания, близкие готической стилистике. Под стать персонажам пейзажи, интерьеры, архитектура. Плоскостное изображение почти полностью лишено теней, что отсылает зрителя к средневековой манере живописи. Романтизм сказки подчеркивается и музыкальным сопровождением, над которым работал композитор Александр Варламов. В «Диких лебедях» используется нетрадиционный для мультипликации параллельный монтаж, позволяющий показать несколько событий одновременно. Этот прием нагнетает психологическую обстановку, добавляет действию драматизма. Работа Цехановских — яркий пример того, что «сказочность» не всегда синонимична «детскости», а потому этот фильм интересен как самым юным зрителям, так и взрослым любителям кино.

Популярность «Диких лебедей» доказывает долгая прокатная судьба ленты. Мультипликационный фильм не только вышел в прокат на большом экране, но еще не раз впоследствии выпускался на видеокассетах и DVD-дисках.

В ролях: Валентина Туманова, Елена Понсова, Виктор Сергачев, Эраст Гарин, Сергей Мартинсон, Анатолий Щукин, Аскольд Беседин
Режиссёры: Вера Цехановская, Михаил Цехановский

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2022, Минкультуры России. Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна