Музейно-парковый комплекс «Технический музей»

Парковый комплекс истории техники им. К.Г. Сахарова в Тольятти — один из крупнейших музеев автомобильной техники в России. Его открыли в 2001 году на месте бывшей свалки металлолома. Сегодня музей занимает 38 гектаров, на которых находятся более 500 экспонатов. Среди них — автомобильная и бронетанковая, авиационная и космическая, инженерная и железнодорожная техника, а также ракетно-артиллерийское и морское вооружение.

Военная техника Первой и Второй мировых войн

Технический музей открыли 7 сентября 2001 года. Его построили на участке, где раньше располагалась свалка металлолома. Создать музей техники советской промышленности XX века предложил бывший заместитель главного конструктора компании АвтоВАЗ Сергей Прохоров. Его идею поддержал вице-президент предприятия Константин Сахаров.
В собрание музея вошло вооружение Первой мировой войны
 — бастионные пушки, гаубицы образца 1910–30-х годов, танки времен Великой Отечественной войны
. Здесь можно увидеть знаменитую реактивную систему залпового огня «Катюша»
и самоходную артиллерийскую установку «Зверобой», которую называли «консервным ножом» для Вермахта. Она без труда могла вскрывать корпуса и броню танков.
Среди заграничных представителей — шведская зенитная пушка «Бофорс» и чешский танк «Прага» — во время Великой Отечественной войны им управляли немецкие солдаты. С киностудии «Мосфильм»
сюда доставили американский трехосный грузовик «Студебеккер» — он снимался в фильме Станислава Говорухина
«Место встречи изменить нельзя».
Отдельная экспозиция посвящена историко-бытовым экспонатам. Их коллекция постоянно растет — некоторые предметы приносят жители города Тольятти. Это арифмометры и счетные машины, первые модели компьютеров и радиоприемников, граммофоны и магнитофоны на бобинах и другие модели.

Образцы советской промышленности

В музее представлена военная техника всех родов войск: автомобильных и бронетанковых, авиационных и инженерных, а также ракетно-артиллерийское и морское оружие. После 22 лет службы Военно-морскому флоту сюда поступила легендарная советская дизель-электрическая подводная лодка «Б-307» проекта «Сом». Из 18 подлодок, стоявших на вооружении флота России, это самая крупная в его составе. Ее построили на Горьковском судостроительном заводе в 1979 году. После того как лодку вывели из боевого состава, с помощью подвесных понтонов ее доставили в музей. Это единственная подводная лодка в мире, которая прошла пять километров по суше, до места экспозиции.
На выставке железнодорожной техники представлены магистральные грузовые паровозы, разработанные в конце Второй мировой войны. Также здесь находится тепловоз «ТЭМ-1» — такие использовали для маневровой работы на станциях. Железнодорожную экспозицию дополняют бронированные платформы, мотовоз и грузовая дрезина — тележка, которая механически передвигается по рельсам.
В 2003 году в техническом музее АвтоВАЗа появились образцы космической техники и питания: шасси лунохода, марсоход, транспортный робот, космические капсулы.

Современное вооружение

В коллекции музея находятся опытные образцы техники, которые стоят на вооружении современной армии. На выставке, посвященной авиации, можно увидеть ударный вертолет под неофициальным названием «Крокодил» — он участвовал в военных действиях в Афганистане; а также первый отечест­венный малораз­мерный беспилотник «Пчела-1ТМ», который наб­людает за наземными объектами с помощью бортовой обзорной телевизионной камеры.
Еще здесь представлена самоходная гаубица «Акация»: она преодолевает местности, зараженные отравляющими веществами, и самоходные пушки «Гиацинт» и «Пион» — они находятся на вооружении Сухопутных войск России. Кроме того, в собрание музея входят: зенитная самоходная установка «Шилка», самолеты-истребители и боевые машины десанта.
В 2004 году в музее появился самый высокий экспонат — 24 метра. Это зенитно-ракетный комплекс средней дальности «Фаворит». Он состоит из низковысотного обнаружителя и станции подсветки целей. Комплекс «Фаворит» участвует в параде на Красной площади в честь Дня Победы.

Выставка легковых автомобилей АвтоВАЗа

Один из отделов Технического музея рассказывает об истории развития Волжского автозавода, основанного в 1966 году. С самого АвтоВАЗа в специальный ангар попадают значимые модели предприятия. Там хранится одна из первых серийных машин — вишневая «копейка». Ее купили в августе 1970 года, а спустя 19 лет эксплуатации владелец передал автомобиль в музей.
В экспозиции находится и «двойка» ВАЗ-2102, собранная на базе первой модели «Жигули». Такие выпускали с 1971 по 1985 год, затем на смену им пришла так называемая «классика» — ВАЗ-2104. Также здесь представлена «тройка» ВАЗ-2103 — миллионная машина, выпущенная АвтоВАЗом.
Из самых молодых экспонатов в музее показана первая собранная «Гранта», первый серийный «Ларгус», первая «Калина», а также желтая машина «Калина Sport». В августе 2010 года президент России Владимир Путин проехал на ней 200 километров.

Музей как место для семейного отдыха

Экспозиция под открытым небом — не только выставка техники. В парковом комплексе создали целый развлекательный городской парк с благоустроенной территорией. Здесь есть тренажеры, аттракционы, зеленые насаждения и кафе. В музее-парке проводят тематические фестивали, исторические реконструкции и различные спортивные соревнования — тактические маневры, стрельбу в тире, автогонки на профессиональном картодроме или специальной автомобильной трассе.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
Фото и видео
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна