Грязелечебница имени Н.А. Семашко

Грязелечебница — самый известный памятник архитектуры курортного города Ессентуки. Ее открыли в 1915 году и назвали в честь наследника престола цесаревича Алексея Романова. Грязелечебница состоит из четырех корпусов, которые занимают половину квартала в самом центре города. В нее входят Верхние Николаевские ванны и крупнейшая в России питьевая галерея источника «Ессентуки №17». С 1923 года грязелечебница носит имя первого наркома здравоохранения Николая Семашко.

Тамбуканская лечебная грязь

Лечебная грязь — один из древнейших и эффективных методов лечения. Такую грязь обнаружили в 28 километрах от города Ессентуки на озере Тамбукан.
Впервые озеро Тамбукан описали в 1773 году: в Россию сведения о нем привез немецкий естествоиспытатель Иоганн Гюльденштедт, который участвовал в экспедиции Российской Академии наук на Кавказе.
В 1886 году на Тамбукане начали добывать минеральную грязь, которая образовалась на дне озера благодаря бактериям. Грязь применяли для лечения на курортах Кавказских Минеральных Вод. Целебное действие на человека тамбуканская грязь оказывает благодаря своему составу: в ней много кальция и магния, меди и железа, цинка и йода, а также она богата аминокислотами и липидами, которые приостанавливают процессы старения клеток.

Грязелечебница имени Н.А. Семашко

В 1911 году Петербургское общество архитекторов объявило конкурс на создание проекта грязелечебницы для молодого курорта Ессентуки. Комиссия выбрала эскизы архитектора Евгения Шреттера: он был автором такого же здания в Пятигорске. В Ессентуках Шреттер создал аналог классических римских терм III–IV веков из местного камня — кисловодского доломита.
Строительство грязелечебницы в стиле античного неоклассицизма началось летом 1913 года. Строили Ессентукскую грязелечебницу два года, ее открыли 22 июля 1915 года и назвали Алексеевской — в честь наследника престола цесаревича Алексея Романова.
В здании находился атриум с колоннами и барельефами, женская и мужская части, зоны отдыха. Украшали его витражи, скульптуры древнегреческой мифологии, барельеф с изображением Посейдона. В цокольном этаже были бассейны для хранения грязи, а также помещения для ее подогрева. Нагретую грязь подавали на верхний этаж на электроподъемнике и развозили по кабинам вагонетками.
В годы Гражданской войны грязелечебница сильно пострадала и какое-то время не работала. В 1923 году под управлением наркома здравоохранения Николая Семашко здание восстановили. С этого же года грязелечебница стала носить его имя.
В Великую Отечественную войну
здесь организовали санитарный пропускник для всех поступающих раненых. Людей лечили грязью в комплексе с механотерапией. В период оккупации в грязелечебнице располагалась баня.
После войны лечебное учреждение начало работать в полную силу. В 1978 году в разных помещениях грязелечебницы установили витражи, которые гармонично вписались в античный интерьер. Здесь сохранилась старая мебель из черного дуба, которую собирали еще по эскизам Шреттера.
Сегодня Ессентукская грязелечебница состоит из четырех корпусов, которые занимают половину квартала в самом центре города. Основные процедуры, как и сто лет назад, здесь проводят с помощью лечебной грязи озера Тамбукан. В грязелечебницу также входят Верхние Николаевские ванны и галерея источника «Ессентуки №17».

Галерея источника «Ессентуки №17»

Самый известный источник из всех соляно-щелочных вод этого курорта — Ессентуки №17. Впервые его целебные свойства открыл московский врач Федор Гааз в 1810 году во время визита на Северный Кавказ. В 1823–1825 годах минеральные воды тщательно изучал петербургский профессор Александр Нелюбин. Он обошел местность по сплошному травяному болоту, отмечая каждый выход минеральной воды. Так Нелюбин насчитал 18 минеральных источников с водой щелочного типа. Он разделил их по химическому составу, а также выделил 10 самых обильных ключей. Профессор рекомендовал сделать при них бассейны, чтобы можно было пить эти воды для лечения желудочно-кишечного тракта и других заболеваний. Главными стали источники №17 и №4. Уже в конце 1840-х годов ессентукскую воду начали разливать по бутылкам и рассылать в другие города.
В 1856 году по проекту английского архитектора Самуила Уптона построили прогулочную галерею источника №17. Позднее к галерее с западной и восточной сторон сделали пристройки, подвели воду источника внутрь, и галерея стала питьевой.
Галерея создана в мавританском стиле из известняка и песчаника, которые привозили на мулах из Аликоновского ущелья, расположенного в нескольких километрах от Кисловодска. Фасадом галерея выходила к соляно-щелочным (Нижним) ваннам. Средняя ее часть была открытой и напоминала планировку Академической галереи в Пятигорске.

Верхние Николаевские ванны

Минеральные источники в Ессентуках открыли еще в 1811 году, но тогда врачи и посетители Кавказских Минеральных Вод не обращали на них внимания. Первыми, кто оценил пользу минеральных родников, были станичники, которые просто купались в ямах, выкопанных возле источников.
Первые купальни на этом месте появились в 1839 году — их построили для военных Штаба войск Кавказской линии. Они были деревянные и состояли всего из двух ванн. Вскоре начали разрабатывать план строительства здания побольше.
Верхние Николаевские ванны построили в 1898 году. Их назвали в честь императора Николая II
. Одноэтажное здание в стиле позднего русского классицизма расположено в центре курортной зоны, на верхней аллее Лечебного парка. Главный и боковые фасады оформлены элементами русского ампира и барокко. Внутри сооружения — летние дворики с цветниками и скульптурами древнегреческих богов. Ванны в кабинах изготовлены из итальянского мрамора. В них принимали серно-щелочные минеральные ванны и грязевые процедуры.
В 1915 году, когда начала работать Ессентукская грязелечебница, грязевые процедуры в Николаевских ваннах прекратили. Сегодня для процедур в отделении Верхних ванн используют два типа природных бальнеологических вод — углекисло-минеральные и углекисло-сероводородные воды.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
Фото и видео
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна