Показать
Адмиралтейская площадь
Образы России

Действующая историческая копия русского линейного корабля «Гото Предестинация»

Показать

«Гото Предестинация» был первым российским линейным кораблем. Он обладал необычным строением и мог нести на борту 58 пушек. «Гото Предестинация» в Воронеже — историческая копия, воссозданная по старинным гравюрам и акварелям. Она может двигаться и под парусами, и с помощью современных двигателей, а на ее борту находится музейная коллекция, посвященная истории Российского военно-морского флота.

Первый линейный корабль Российского военного флота

«Гото Предестинация» — один из первых боевых кораблей петровской эскадры и первый линейный корабль Российского военно-морского флота. Линейными в то время называли суда, которые предназначались для особой тактики ведения боя, когда корабли противников выстраивались двумя линиями друг против друга.

Судно «Гото Предестинация» заложили в 1698 году на воронежской верфи. Название кораблю, которое означает «Божье Предвидение», придумал сам Петр I. Он же контролировал и его строительство. В отсутствие императора за рабочими присматривали два корабельных мастера — Лукьян Верещагин и Федосей Скляев. Киль — нижнюю часть днища — собирали отдельно и крепили к кораблю. Он был подвижным: когда судно садилось на мель и киль разбивался о донные камни, корпус корабля оставался целым. Конструкцию изобрел Петр I, в иностранном флоте такой киль появился лишь спустя столетие.

40-метровый корабль нес на борту 58 пушек, а его экипаж составлял свыше 200 человек. В команду корабля набирали россиян, но капитанами всегда становились иностранцы. В разное время судном управляли швед Отто Крестьян, датчанин Нанинг Генрих, голландец Шхон Симон.

«Предестинацию» спустили на воду в 1700 году. По Дону она проследовала в акваторию Азовского моря и в 1710 году поступила на военную службу. После неудачного похода Петра I на Молдавию в 1711 году корабль «Гото Предестинация» вместе с другими судами был продан османам.

Восстановление корабля

В 2010 году в Воронеже начали строить историческую копию корабля. Поскольку чертежей не сохранилось, его воссоздавали по картинам и гравюрам голландского мастера Адриана Шхонебека и акварели шведского художника Питера Бергмана 1700 года. Первым изготовили 25-килограммовый судовой колокол: его отлили прямо на Адмиралтейской площади Воронежа. Вместе с раскаленной бронзой в форму закинули монеты Петровского времени. На колоколе выгравировали название корабля, очертания русских храмов и самого парусника, а также герб России.

В отличие от петровского судна, у исторической копии нет киля — ее днище почти плоское, для устойчивости его уравновесили бетонными блоками. Корпус корабля собирали из двух частей. Нижнюю, металлическую, смонтировали на Павловском судостроительно-судоремонтном заводе, откуда ее по Дону отбуксировали в Воронежское водохранилище. Верхнюю, из дерева, подготовила петрозаводская верфь «Варяг», при этом мастера использовали такую же древесину, что и при Петре I: сосну и дуб, возраст которых превышал 100 лет. Собирали деревянные конструкции уже у Петровской набережной в Воронеже, где корабль стоит и сейчас.

Паруса корабля расправляют во время городских праздников и только в безветренную погоду. В остальное время парусник передвигается с помощью судового двигателя. Вместо 58 пушек на судне установили 32, чтобы освободить пространство для музейной коллекции. Остальные орудия разместили на берегу, недалеко от Адмиралтейской площади.

Музейная экспозиция

В крытой части корабля и каютах расположилась экспозиция Воронежского областного краеведческого музея «История создания Российского флота». Здесь можно увидеть картины, гравюры, диорамы сражений, а также копии монет и оружия Петровской эпохи. В помещениях восстановлен интерьер тех лет, резной декор и корабельная печь. В капитанской каюте и трюме, батарейной палубе и комнате для отдыха расставлены восковые фигуры матросов в старинной форме, а в столовой за длинным столом — фигура основателя Российского флота Петра I.