Показать
г. Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, дор. К Шалашу...
Персональные, мемориальные

Музей «Шалаш»

Показать

Надолго оставаться в поселке Разлив для Ленина было опасно, и Емельянов на пустынном юго-восточном берегу озера арендовал под сенокосный участок небольшую поляну, окруженную густым кустарником. Здесь он построил шалаш из ветвей и покрыл их сеном. Рядом в большом стоге было сделано углубление, в котором хранились газеты и рукописи. Ленин скрывался в Разливе под видом финского крестьянина, нанятого на время сенокоса. Вскоре к нему присоединился Г. Е. Зиновьев (1883–1936) – один из партийных руководителей, которого также разыскивала полиция. Здесь Ленин начал работу над книгой «Государство и революция» (1918). Сын Емельянова Кондратий доставлял им провизию и свежие газеты, а при виде посторонних начинал свистеть, подражая птице. Ленин с Зиновьевым пробыли на берегу Разлива до 8 августа 1917 г., затем перебрались в Финляндию.

В 1928 г. по инициативе рабочих Ленинграда на этом месте был сооружен памятник по проекту архитектора А. И. Гегелло, а в 1970 г. на повороте с Приморского шоссе к дороге, ведущей к музею, установлена скульптура «Ленин в Разливе» (работа В. Б. Пинчука).

В 1969 г., неподалеку от «Шалаша», был открыт выставочный музейный павильон. В настоящее время он полностью переоборудован, и 26 июля 2006 г. в нем начала работать новая экспозиция «От весны до осени 1917 года (историческая драма)». Экспозиция охватывает период с марта по 25 октября 1917 г. События представлены как драматический спектакль из пяти действий, которым соответствуют пять театральных макетов: «Синяя тетрадь», «Опечатанный вагон, в котором возвращаются в Россию 32 политэмигранта» (27–30 марта 1917 г.), «Петроградский Финляндский вокзал и Ленин, выступающий с броневика перед встречающими его рабочими» (3 апреля 1917 г.), «Сестрорецкий Разлив, шалаш, в котором под видом косцов скрывались Ленин и Зиновьев» (10 июля – 8 августа 1917 г.), «Петроград. Смольный институт благородных девиц» (25 октября 1917 г.)

На фотографиях большого формата представлены известные исторические персонажи того времени. Выполненные в телеграфном стиле надписи напоминают о реалиях революционной ситуации и ее полной драматизма развязке в 1917 г. – Октябрьском перевороте, который воспринимается ныне как одно из самых трагических событий в истории России.

Смотрите также

Мастерская Аникушина
Санкт-Петербург
Художественно-выставочный комплекс «Дача Башенина»
Сарапул
Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник
Ярославль