Центральная городская библиотека им. Гоголя
Городская библиотека № 2 была открыта в 1947 году по ул. Чичерина, 13 Железнодорожного района г. Калуги. 16 июня 1966 года приказом за № 70 начальника областного управления культуры в соответствии с письмом Министерства культуры РСФСР от 4 июня 1966 г. № 16 ш-433 городская библиотека № 2 имени Гоголя была преобразована в центральную городскую библиотеку с возложением на нее обязанностей по методическому руководству библиотечной сетью г. Калуги. В фонде сосредоточены наиболее редкие и ценные книги, альбомы, атласы, энциклопедии, словари, справочные издания. Библиотека располагает самыми современными изданиями по различным отраслям знаний. Сотрудники отдела обслуживания предлагают своим посетителям 237 наименований журналов различной тематики и 31 наименование газет. При ЦГБ им. Н.В. Гоголя в 2013 году был создан клуб «Афина», который объединил пожилых граждан и людей с ограниченными возможностями. Клуб имеет свой девиз: «Кто мудр, тот и добр» (Сократ). Участники собираются ежемесячно. Сотрудники отдела обслуживания организуют виртуальные выставки книг на сайте библиотеки и книжно-иллюстративные экспозиции различной тематики в отделе. Постоянно действует книжная выставка «Новые книги», которая пополняется по мере поступлений новых книг в библиотеку. В отделе обслуживания стало доброй традицией проводить социальные акции: «Читатель года», «Самый верный читатель», «Самая читающая семья». 30 августа 2011 года в ЦГБ им. Н.В. Гоголя был создан отдел краеведения. Каждые два года, начиная с 1996 г., в стенах библиотеки проводится городская краеведческая конференция «Калуга в шести веках». Отделом краеведения создан краеведческий клуб «Губернский город К.». Каждую первую субботу месяца он открывает свои гостеприимные двери для всех, кто интересуется историей родного края. Также в июне 2015 года был создан сектор инновационного и коммуникационного развития. Основная его функция — активное использование возможностей социальных медиа для формирования положительного имиджа библиотек города, налаживания эффективных коммуникаций с реальными и потенциальными пользователями, продвижения услуг библиотек.