Показать
г. Санкт-Петербург, Петергоф, Разводная улица, 2
Елизаветинское барокко

Большой дворец и Большой каскад в Петергофе

Сайт:
vma.muar.ru
Показать

Большой дворец является центром Петергофского ансамбля. Общая идея местоположения и первоначального облика дворца (в то время — «Верхних» или «Нагорных» палат) принадлежала Петру I. Дворец петровского времени представлял собой скромное здание, двухэтажное в основной части с трехэтажным центральным ризалитом, имел всего 13 осей по фасаду. С двух сторон от дворца вдоль террасы шли галереи, замыкавшиеся небольшими двухэтажными павильонами.

В царствование Елизаветы Петровны дворец был кардинально перестроен и расширен по проекту Ф. Б. Растрелли. Петровский дворец был включен в состав нового здания, что обусловило особенности его композиции. Архитектурная обработка средней части дворца очень сдержана, во многом следует традициям петровского времени. Фасад расчленен пилястрами, охватывающими второй и третий этажи, окна обрамлены фигурными наличниками, ризалиты акцентированы лучковыми фронтонами. Центральная ось здания подчеркнута треугольным фронтоном и высокой фигурной кровлей, увенчанной позолоченной вазой. Более пышно обработаны боковые флигели: их купола вызолочены, грани куполов и окна обрамлены золочеными гирляндами и картушами.

В общую композицию дворца неразрывно входит Большой каскад, служащий словно бы основанием центральной части дворца. Каскад включает в свой состав Грот в центре, два ступенчатых каскада по бокам, большой ковш с фонтаном «Самсон, раздирающий пасть льва» и широкий канал, ведущий к Финскому заливу. Созданный еще в петровское время, каскад перестраивался в середине XVIII-го и XIX веках.

Из залов петровского времени в Большом дворце Растрелли сохранил только кабинет Петра I с резными дубовыми панелями. Среди интерьеров, созданных Растрелли следует выделить Парадную лестницу и Танцевальный или Купеческий зал. В 1760-х—1770-х годах, уже в царствование Екатерины II, была выполнена отделка Портретного зала (по проекту Ж.-Б. Валлен-Деламота), Чесменского и Тронного залов (по проекту Ю. Фельтена). Переделки вносились и в более позднее время.

Дворец сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, его интерьеры были полностью уничтожены, скульптуры Большого каскада похищены. Восстановление дворца продолжается до сих пор.