История создания

Особняк построен в 1903 году по заказу богатейшего владикавказского купца Богдана Григорьевича Оганова. На первом этаже располагалась торговая лавка товарищества «Киракозов — Оганов», здесь продавали мануфактуру. Второй этаж занимали жилые комнаты. Они предназначались для сына купца, который возвращался после учебы из Парижа с женой-француженкой. Но молодые супруги не прожили на Кавказе и года — вернулись во Францию.

И все-таки создавался интерьер для любимого сына и невестки. Отсюда европейская роскошь, богатая роспись потолков, лепные карнизы, зимний сад, фонтан и витраж с цветными стеклышками. Египетские, восточные мотивы для неги и умиротворения — в кругу семьи, а в соседнем зале — помпезность барокко и завитушки рококо для роскошного приема гостей.

Автор проекта — владикавказский архитектор Иван Рябикин, талантливый «рисовальщик», как его называют специалисты. И завидный фантазер. Внешняя отделка здания не менее богата, чем внутренняя. Чертежи и строительные описания утеряны, и сейчас сложно разобраться в символике того или иного элемента фасада. Здесь и мировое древо, и сосуды, и 12 знаков зодиака над 12 окнами, но почему-то не в традиционной последовательности.

Исследователи интернет-проекта «Старый Владикавказ» видят в позолоченной лепнине обереги для привлечения добрых и отпугивания злых духов, а заодно и для устрашения конкурентов в торговле: «Символ солнца над входом приносил удачу своему хозяину, отпугивал любое зло и неприятности. Обратите внимание на две раковины по бокам от солнца. Раковина — это защитная оболочка, «домик», который скрывает нежное живое существо внутри. Раковина одновременно красива и может защитить. Непросто быть одновременно привлекательным и неуязвимым человеком. А вот символ раковины вполне может заключать в себе идею такой гармонии…» Песочные часы с крыльями намекают на быстротечность времени, многочисленные рыбы могли означать изобилие и удачу, богатство и процветание. Голова, смотрящая вверх на крыше здания, — «у хозяина есть влиятельный покровитель».

Гарпии на фасаде — одни из самых свирепых и уродливых персонажей греческой мифологии. Грудь и голова женщины, тело, крылья и когти — птичьи. В геральдике, например, такие фигуры означают «свиреп, когда спровоцирован», по сути — «пощады врагам не будет». Вот и удивляются краеведы: «Почему-то дом Оганова очень редко можно встретить на старых открытках и фотографиях. Может быть, своим мистическим декором он «отпугивал» фотографов?» Во всяком случае, от разрушения и вандализма это здание «обереги» уберегли.

Художественный музей им. Махарбека Туганова

С 1941 года в особняке Оганова находился Президиум Верховного Совета республики Северная Осетия. А в 1956 году сюда переехал Художественный музей имени Махарбека Туганова, который располагается здесь и сегодня. В собрании представлены живопись, графика, скульптура. Многие экспонаты получены из Эрмитажа, Русского музея и Третьяковской галереи. Но и само здание, его интерьер, лестницы, паркетные полы и расписные потолки — тоже объект экспозиции, не менее интересный, чем основной фонд.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2021, Минкультуры России. Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна