Выставка «Владимир Винокур: неизвестное»
В Музее «П.И. Чайковский и Москва» открылась выставка «Владимир Винокур: неизвестное». Представлены неизвестные работы одного из лучших книжных иллюстраторов советского периода Владимира Винокура, в том числе акварели, посвященные биографии и творчеству П.И. Чайковского.
Выдающийся московский художник Владимир Винокур (1927) известен, в первую очередь, как книжный иллюстратор и автор лиричных пейзажей. Начиная с 1950-х годов рисунки Владимира Винокура украшали издания сочинений К. Чуковского, Л. Квитко, Х. Бехлеровой, Б. Заходера, Н. Носова и др. Любители живописи знают и его картины с видами старой Москвы, которые пополнили собрания многих музеев.
На выставке «Владимир Винокур: неизвестное» впервые демонстрируются акварели Владимира Винокура, написанные им в 1951–1952 гг. в качестве выпускной квалификационной работы в Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова. Руководителем диплома был легендарный художник Борис Александрович Дехтерёв, школа которого во многом определила развитие книжной графики страны.
Создавая акварели, В. Винокур подробно знакомился с жизнью Чайковского: изучал документальные материалы, встречался с людьми, знавшими композитора, ездил по местам, связанным с его именем. Художник посетил квартиру Н.А. Римского-Корсакова и здание Филармонии в Санкт-Петербурге, проникся пейзажами Клина и даже заглянул на рынок в Каменке, где бывал Петр Ильич. «Я окунулся в сложную и интересную жизнь великого композитора и музыкальную среду второй половины XIX века», — отмечает Винокур.
На картинах — Чайковский во время демонстрации Первого фортепианного концерта Николаю Рубинштейну и на встрече с композиторами «Могучей кучки» в доме Римского-Корсакова. Чайковский, слушающий исполнителя на лире в Каменке и дирижирующий Шестой симфонией на вечере Петербургского отделения Русского музыкального общества в 1893 году, за несколько дней до смерти…
Впервые экспонируется и серия из почти восьмидесяти пейзажей, на которых запечатлена Таруса — один из малых городов России, играющий роль небольшого центра отечественной культуры, «русского Барбизона». Здесь жили и работали, начиная с конца XIX века, художники В. Борисов-Мусатов, Н. Крымов, В. Ватагин; литераторы М. Цветаева, Н. Заболоцкий, К. Паустовский, Б. Ахмадулина; пианист С. Рихтер и многие другие.
На пастельных эскизах Винокура запечатлена атмосфера русской глубинки, тонко подмечены нюансы и детали сменяющихся времен года, провинциального быта.
Несколько демонстрируемых работ, посвященных П.И. Чайковскому, художник передаст в дар ВМОМК имени М.И. Глинки во время торжественного открытия выставки.