Кинолекторий Музея кино на Солянке

Событие завершилось
12+

Лекция «Время изображения пришло». Эпоха французского киноимпрессионизма

10 апреля, 17:00.

Они сделали кино искусством. Придумали термин «авангард», слово «кинематографист» и религию кинематографистов — фотогению. Интеллектуальная элита Парижа конца 1910 — начала 1920-х годов, баловни судьбы, снобы и эстеты, звезды светских салонов — они умели видеть изысканное в простом — в трепете бликующих листьев, чересполосице теней. Они были влюблены в исчезающее переживание, мимолетное впечатление, рябь на воде и неопределенность воспоминаний. Они сняли фильмы, вошедшие во все учебники по истории кино под заголовком «классика французского киноимпрессионизма»: «Женщина ниоткуда», «Лихорадка», «Эльдорадо», «Верное сердце», «Менильмонтан» и «Колесо». Их звали Луи Делюк, Марсель Л’Эрбье, Жан Эпштейн, Дмитрий Кирсанов, а еще с ними был великий Абель Ганс. Это он написал в своем манифесте: «Время изображения пришло! Мы движемся на облачных конях, а если мы вступаем в бой, то это бой с реальностью, чтобы принудить ее стать мечтой…». Выиграли они свой бой? Есть возможность узнать.

Лекции «Тени безумцев, чудовищ, тиранов». Кинематограф немецкого экспрессионизма

17 апреля, 17:00 (первая часть).

24 апреля, 17:00 (вторая часть).

Это кино завораживало и пугало. На экране, в искривленном пространстве невероятных декораций, восходили одна за другой тени тиранов, чудовищ и вампиров. Созданное в атмосфере голода, ненависти и страха, царивших в Германии, проигравшей Первую мировую войну, кино немецкого экспрессионизма стремительно завоевывало мир. «Кабинет доктора Калигари», «Руки Орлака», «Кабинет восковых фигур», «Пражский студент», «Голем», «С утра до полуночи», «Раскольников», «Носферату — симфония ужаса», «Фаус» — эти великие фильмы, рожденные из художественных открытий немецкого экспрессионизма, дали начало новой киноэстетике (вот уже век востребованной) и самым популярным жанрам кино (фильмам ужасов и триллерам), став выразительным примером того, как открытия художественного авангарда влияют на развитие кинематографа и меняют мир.

Лекция «Кандинский, Малевич и кино, которого без них не было бы… ». Абстракционизм в кино

15 мая, 17:00.

Слушателей ждет рассказ о фильмах направления «абстрактного», или «чистого кино», рождение которого напрямую связано с открытиями великих русских авангардистов. Движение формы и энергия цвета, манифестируемые Кандинским и Малевичем в живописи, становятся основным сюжетом в фильмах знаменитых киноавангардистов: Ганса Рихтера («Ритм 21», 1921), Викинга Эггелинга («Диагональная симфония», 1924), Оскара Фишингера («Динамика радио», 1942, «Движущаяся живопись», 1944), принадлежащего к плеяде «неизвестного американского авангарда» режиссера Фрэнсиса Ли («1941», 1941) и главного советского экспериментатора в области светомузыкального синтеза Булата Галеева («Баллада для Бернта», 1989). Кроме того, в программу включены фильмы, далекие от абстрактного кино, но сделанные под сильным влиянием русского авангарда («Колыбельная», 1929, реж. Б. Дайш), заново осмысляющих его спустя десятилетия («25-е, первый день», 1968, реж. Ю. Норштейн) и тоскующих по его революционной сущности («Суд над Брунером», 1999, реж. О. Столповская, Д. Троицкий).

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна