Выставка «Искусство ХХ века»

Событие завершилось

В постоянной экспозиции «Искусство ХХ века» полно представлена коллекция живописи музейных фондов. Она отражает период с 1920-х годов и до конца XX века. И если проследить развитие этого времени, то уже к концу 1920-х годов живописью уже был накоплен значительный опыт художественного осмысления и отражения новой действительности.

В коллекции к этому периоду относится «Портрет отца» (1928) А. Куликова. В живописи 1930-х годов среди множества тематик выделялось главное — новый герой — человек нового типа. Примером служит портрет «Колхозница в жёлтом платке» (1932) Н.М. Чернышёва. Автору портрета, как и многим его современникам, отведена была роль талантливых мастеров, способных образно воплощать идеал и создавать стиль эпохи.

Приметами и атмосферой своего времени наполнены и пейзажи этих лет. Многие из них продолжили линию лирического пейзажа, характерного для русской живописи. Своеобразные и яркие страницы в пейзажной живописи первой половины ХХ века составили работы художника-передвижника П.А. Радимова. Именно его пейзаж «Базар», написанный художником в 1912 году, открывает хронологические рамки фондов. Наличие произведений портретного жанра 1940-х годов говорит о том, что этот жанр не утратил своих ключевых позиций в живописи. Отличительной чертой было то, что впервые в истории военного портрета образы героев создавались не спустя много лет после баталий, в которых они участвовали, а в самый разгар их. Такова история создания «Портрета гвардии-ефрейтора Н.Е. Беляева», написанного художником-грековцем И.А. Лукомским в 1943 году на Ленинградском фронте. Война обострила в людях чувство бережной сопричастности к родным и близким, благодаря чему возникла новая форма интимного портрета. Таковым является «Портрет студентки», написанный В.Г. Цыплаковым в 1944 году. Осмысление исторического значения победы над фашизмом, последствий войны в судьбах людей продолжалось не только в первые послевоенные годы, но и продолжалось в 1970-е и далее. Так произведение Суздальцева «Ставка Верховного главнокомандования. 1945 год» передаёт напряжение и волю перед штурмом рейхстага великих маршалов Сталина, Жукова, Василевского, Антонова, Кузнецова. Монументальное полотно «Победа» (1975) А.Г. Лысенко провозглашает триумф и пафос той Великой Победы. И напротив, сложное психологическое решение темы подвига простых русских женщин, детей, находящихся в тылу найдено в полотне «Последнее письмо» (1975) Б.М. Неменского.

Особыми для советской живописи оказались 1950-60-х годы. Пять лет, точнее 1957 по 1962 годы составил период так называемого «сурового стиля». Настоящей, невыдуманной и неприкрашенной повседневности и посвящены в большей своей части картины классиков этого времени — П.П. Оссовского, В.И. Иванова и армянского живописца Г.С. Ханджян

70-е годы прошлого века дали нашему искусству сильное, яркое, даровитое поколение художников. Именно их творчество и стало заметной частью современного искусства коллекций музея. Наиболее характерными являются жанровые композиции: «Портрет семьи депутата Богомоловой» (1975) Коноваловой-Ковригиной Т. В., «К весне» (1972) Кугача Ю. П., «Летний день» (1985) Кисилёва В. В., «Мать и дочь» (1973) Мочальского Д. К., «Семья механизаторов» (1978-79), «Урожай» (1980), «Будённовец» (1975) Нечитайло В. К., «Полдень» и «Семья тракториста» Савченковой М. В. и многие другие.

Поскольку основой фондов является искусство советского периода — многонационального, то, само собой разумеется, что в пейзажах воспеты не только красоты бескрайних просторов России, её Севера, Сибири, Дальнего Востока, донского края и сальской степи, но также Крыма, Белоруссии, Калмыкии, Кавказа. Среди них пейзажи: «Под Изборском» (1972) Фомина П. Т., «Березово» (1974) Шумилкина А. А., «Дон Тихий» (1975) Щербакова Б. В., «Скала Гурзуф» (1968) Серова В. А., «Степь» (1982) Рокчинского Г. О., «Вечер на ферме» (1974) Цвирко В. К. и многие другие.

За долгие годы комплектования фондов в них сформированы не только коллекции по видам и жанрам изобразительного искусства, но и по темам. Значительную часть коллекции занимает творчество донских художников.

В фондах музея сформирована пушкиниана, в которой достойное место заняли произведения московских живописцев А. Ящука «Последний бюллетень В. Жуковского о здоровье Пушкина», Б. Окорокова «Бульвар на Никитской» и М. Соколова «Дом Пушкиных на С. Басманной».

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна