Презентация результатов реставрации и атрибуции фонаря в помпеянском стиле из Музея-усадьбы Останкино

Событие завершилось
12+

Фонарь матового стекла, датируемый 1830-ми годами, был изготовлен специально для Этрусской гостиной Фонтанного дома графов Шереметевых в Санкт-Петербурге. Интерьер комнаты был создан в 1837–1838 годах известным петербуржским архитектором итальянского происхождения Иеронимом Корсини. На стенах были выполнены фресковые росписи в терракотово-чёрной гамме — подражание росписям интерьеров домов знатных жителей древнеримского города Помпеи, погребенного под слоем пепла во время извержения вулкана Везувия в 79 году н. э. В конце XVIII века в результате археологических раскопок античный город был обнаружен практически в первозданном виде. Открытие памятника древнеримской культуры произвело огромное впечатление на современников, многие художники и архитекторы находили вдохновение в истории уничтоженного стихией города. Мода на «помпеянский» стиль возникла и в среде русской аристократии.

Этрусская гостиная во дворце Шереметевых и, в частности, отреставрированный в Центре имени Грабаря фонарь как раз являются отголосками той моды. Позже некоторые предметы декоративного убранства гостиной, и в том числе фонарь в помпеянском стиле, оказались в Останкинском дворце — подмосковной резиденции Шереметевых.

В мастерскую реставрации керамики и стекла Центра имени Грабаря музейный экспонат поступил разбитым более чем на сто осколков, сильно загрязненным, со значительными утратами фрагментов стекла и осыпями красочного слоя.

Реставраторами была проведена сложная и во многом инновационная работа, длившаяся почти два года. При столь значительном количестве фрагментов и утрат существовала опасность, что форму фонаря восстановить не удастся.

Задача реставраторов усложнялась и тем, что при декорировании фонаря был избран способ холодной росписи. Анализ красок, выполненный в лаборатории физико-химических исследований Центра имени Грабаря, подтвердил предположение реставраторов и позволил подобрать безопасный для очистки такой техники росписи состав. После того как фрагменты удалось очистить, еще одной сложной задачей, возникшей перед реставраторами, стала разработка методики консервации шелушащейся поверхности живописи на стекле. Далее было проведено укрепление красочного слоя и общая консервация предмета. В местах, где роспись была утрачена, рисунок был восполнен по контурам в цвет оригинала специальными красками (с учетом принципа «обратимости» реставрации). Лишь потом реставраторы приступили к подбору фрагментов и их поочередной склейке. Недостающие части были восполнены, места швов и сколов сначала замастикованы, затем тонированы. В конце работы было смонтировано бронзовое крепление фонаря.

Теперь реставрация фонаря XIX века в помпеянском стиле завершена, и после презентации результатов работы в Центре имени Грабаря предмет вернется в Музей-усадьбу Останкино.

Результаты длительной и крайне сложной реставрационной работы представит заведующая мастерской реставрации керамики и стекла Центра имени Грабаря Екатерина Шаркова. О художественных особенностях музейного экспоната и его истории подробно расскажет главный хранитель Музея-усадьбы Останкино Ольга Еремина.

Презентация состоится 25 февраля в 16:00. Посещение мероприятия возможно лишь по предварительной записи по телефону: 8 (499) 763-37-36 или по электронной почте: grabar.conservation@gmail.com.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна