Спектакль «Страх и война»
Хорошо живется в Третьей империи: есть пиво в пивной и факельные шествия на улицах. Люди встречаются и влюбляются… Но незаметно раковыми метастазами вползает в жизнь империи страх. Страх гуляет по городу и проникает во все уголки человеческого сознания… «Наша Родина стала народом, состоящим из двух миллионов шпионов и восьмидесяти миллионов, подвергаемых слежке. Отец беседует с сыном, помня, что он может быть арестован, священник с тем же чувством листает Библию, учитель в страхе ведет урок, врач в отчаянии выписывает рецепты…». В Третьей империи человек боится человека вне зависимости от степени родства и близости, и у любого на спине может оказаться меловой крест. Угнетенные и разобщенные герои первой части спектакля не способны на поступок и не могут ничего противопоставить системе.
Не таков Швейк — герой второй части спектакля. Камень, попавший в мельницу и сломавший ее, — метафора одного из первых постановщиков пьесы Адольфа Дрезена. Гашековский Швейк в обработке Брехта становится более острым, саркастичным, даже агрессивным. Он не сопротивляется системе, поскольку существует как бы вне этой системы, не является ее элементом, но вносит беспорядок.