Выставка «Образ Николы Чудотворца в старообрядческой культуре»
В рамках сотрудничества с Ульяновской старообрядческой Поморской общиной Древлеправославной Поморской церкви в музее «Симбирские типографии» открывается выставка, посвящённая самому почитаемому святителю на Руси со времен принятия христианства — Святителю Николаю Чудотворцу.
Николай Чудотворец, а в большинстве легенд — Никола Угодник, Никола Заступник, Никола Милостивец, «всех предстатель и заступник, всех скорбных утешитель, всех сущих в бедах прибежище, благочестия столп, верных поборник», почитался как покровитель мореплавателей и путешественников, рыбаков и плотников, маленьких детей и школьников, торговцев и вступающих в брак; защитник от иноземных захватчиков, от пожара, от сглаза, дьявола, чертей, упырей и прочей нечисти. Его заступничество считалось в народе наиболее надёжным, а молитвы к небу — наиболее доходчивыми.
На выставке представлены иконы ХVII–ХХ вв. и медная пластика с изображениями Святителя Николы Чудотворца. Существует развитая иконография этого святого. Появление новых образов связано с конкретными случаями благодатной помощи Великого Чудотворца. В экспозиции представлены наиболее известные иконографические типы: поясные, оплечные и житейные.
Древнейшими и самыми распространёнными изводами, присутствующими практически в каждом храме, являются поясные образы св. Николая. На них святитель представлен благословляющим, с закрытым Евангелием в левой руке, часто с Деисусом и избранными святыми на полях. С ХІІІ в. существуют изводы Николая Чудотворца с открытой книгой в руках, на страницах которой помещен текст службы святителю. В Древней Руси такие образа встречаются редко. В новое время XVIII — начала XIX вв. они были распространены преимущественно у старообрядцев, которые изображали Николая Угодника с раскрытым Евангелием и благословляющим двуперстием.
Оплечные изображения св. Николая известны в России с конца ХV в., а в Византии — значительно раньше. Они возникли как сокращённый вариант поясных изводов, и наибольшее распространение получили в ростово-суздальских землях, а позже, в ХІХ в., — у старообрядцев.
Огромную группу всего иконописного наследия России составляют житийные иконы св. Николая Чудотворца, известные с XIII — начала XIV вв. Кроме того, представленные иконы относятся к различным старообрядческим иконописным школам: Ветковской, Невьянской, Поморской, Уральской, Сызранской.