Спектакль «Королевская мышеловка»
Траур в королевстве датском. Только четыре месяца прошло после загадочной смерти правителя. В королевскую резиденцию — старинный замок Эльсинор, где и у стен есть уши, — прибывает жалкая бродячая труппа. По просьбе принца Гамлета им предстоит сыграть спектакль перед датским двором. Такова экспозиция истории, которую предстоит увидеть зрителю. Истории, которую, казалось бы, знает весь мир. Но сегодня, в двадцать первом веке, и сам мир меняется так стремительно, что мы порой уже ни в чём не можем быть уверены. Позади остался двадцатый век. С его катаклизмами, болью, разочарованиями. Век, который стал временем постмодернизма. Впрочем, смена тысячелетий мало что по-настоящему изменила в человеческой природе. Разве что на давние трагедии мы смотрим сегодня совсем под иным углом. С учётом печального опыта, с грузом пережитых катастроф.
Вот и известный болгарский драматург, взяв за основу хрестоматийную пьесу Шекспира, предлагает свою версию событий. Точнее, своё видение одной из главных сцен трагедии — так называемой «Мышеловки». Того, что ей предшествовало. И того, что случилось после… Главными действующими лицами спектакля по пьесе Недялко Йорданова становятся актёры и… его величество Театр. Да-да, эдакий парафраз шекспировских же строк «Весь мир — театр, а люди в нём актёры». Может ли и должен ли театр существовать вне контекста, вне общества, вне политики? Что стоит в центре его интересов — только ли «вечные ценности» или и день сегодняшний тоже? Должны ли актёры «служить королю и короне»? А может быть именно им даровано право сказать со сцены, что «король-то голый»… Но за любые свободы приходится платить высокую, порой несоизмеримую цену. Этот урок человечество усвоило хорошо. Так готовы ли герои спектакля ради искусства и правды поставить на кон свои жизни? Смогут ли бродячие артисты покинуть стены мрачного Эльсинора, где царит тягостная средневековая атмосфера интриг, всеобщего недоверия и лжи?