Выставка «Тонкий мир»
Экспозиция объединяет более 90 произведений живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, созданных в Италии, Голландии, Франции, Фландрии, Германии и России XVII-XIX вв. Среди них есть работы, практически не покидавшие музейные залы на протяжении всей 55-летней истории ВМИИ, хорошо знакомые и любимые зрителем (В. Тропинин «Женский портрет», А. Саврасов «Распутица», М. Лебедев «Итальянский пейзаж», И. Хруцкий «Натюрморт со свечой»). В то же время здесь есть и произведения, долгое время остававшиеся недоступными для зрительской аудитории (Э. Лепуатевен «У старого маяка», Ф. Копс «Портрет неизвестной», Монсей «Евреи-менялы»).
Достоинство выставки состоит не только в том, что она демонстрирует наиболее значимые шедевры классического искусства из фондов Волгоградского музея и дает возможность встретиться с основными стилями и направлениями (от барокко до импрессионизма), нои знакомит с ведущими европейскими национальными художественными школами.
В одном экспозиционном пространстве сопоставлены работы западноевропейских и русских мастеров. Авторы выставки попытались понять, что же являлось объединяющим началом для работ, рожденных в разных уголках Европы. Такой точкой пересечения интересов стала идея человека, тонкий мир человеческой души, как и вселенная — существующая в человеческом восприятии, переживаниях, мечтах.
В визуальном отношении выставка неоднородна и не совсем проста для восприятия. Взрывообразное расширение и усложнение представлений человека о мире привело к распаду ранее целостной картины бытия. В искусстве это нашло отражение в невиданном ранее усложнении ткани художественной жизни. Эта первая «разноязыкая» в стилистическом отношении эпоха.
Экспозиция организована в соответствии с хронологическим принципом. Игнорирование географических границ имеет основание в том новом для европейца переживании близости соседа, взаимозависимости всех ото всех, которое присутствовало параллельно с переживанием ценности национально обособленного бытия. Кроме того, художественная практика того времени предполагала частые путешествия, перемещения художников и произведений, что усиливало влияние одних школ на другие. Можно сказать, что выставка посвящена искусству, преодолевающему границы. Наблюдение за множеством частных историй помогает нам не только лучше понять прошлое, но и себя.