Конференция «Ильязд. XX век Ильи Зданевича»
С докладами выступят ведущие российские и зарубежные исследователи творчества Ильи Зданевича: Франсуа Мерэ, президент клуба «Ильязд»; Борис Фридман, приглашенный куратор выставки «Ильязд. XX век Ильи Зданевича», коллекционер; Режис Гейро, научный консультант выставки, исследователь русского авангарда, профессор славистики Университета Блеза Паскаля (Клермон-Ферран, Франция); Виталий Мишин, сокуратор и хранитель выставки, ведущий специалист ГМИИ им. А.С. Пушкина, хранитель французского рисунка XIX–XX веков; Юрий Орлицкий, ведущий научный сотрудник лаборатории мандельштамоведения РГГУ; Елена Гальцова, ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН, профессор РГГУ; Андрей Россомахин, составитель и научный редактор серии Avant-Garde в издательстве Европейского университета Санкт-Петербурга; Пётр Казарновский, литературовед и литературный критик; Михаил Мейлах, профессор Страсбургского университета; Гудрун Лечман, историк искусства из Германии и другие специалисты.
Программа конференции:
- 16 декабря, среда. Модератор Борис Фридман:
— 11:00–11:15. Вступительное слово директора музея Марины Лошак;
— 11:15–12:15. Франсуа Мерэ (Франция). Жизненный и творческий путь Ильи Зданевича (Ильязда);
— 12:15–12:50. Михаил Карасик (Россия). Типографская «питЁрка дЕйстф» Ильи Зданевича;
— 12:50–13:25. Вера Фабер (Австрия). Абсурдный, волнующий, неизвестный. — О визуальных и смысловых сдвигах в заумных драмах Ильи Зданевича;
— 13:25–14:25. Перерыв на обед;
— 14:25–15:00. Режис Гейро (Франция). «аслааблИчья» Ильи Зданевича: уровень психоанализа;
— 15:00–15:35. Михаил Мейлах (Россия). Взрыватель орфографии: «питЁрка дЕйстф» Ильязда;
— 15:35–16:10. Михаил Ляшенко, Анна Шахназарова (Россия). Постзаумная пенталогия Ильязда: реализация всёчества;
— 16:10–16:45. Петр Казарновский (Россия). «Проекции в жизнь»: о месте теоретических работ русских авангардистов в заумной драматургии Ильи Зданевича;
— 16:45–17:20. Елена Гальцова (Россия). Театр слова и театр буквы Зданевича, Тцара и Витрака: в поисках иных гармоний;
— 17:20–17:55. Андрей Крусанов (Россия). Переписка Ильязда с Марковым;
- 17 декабря, четверг. Модератор Ирина Баканова:
— 10:30–11:05. Борис Фридман (Россия). Ильязд — самостоятельный путь издателя livre d'artiste;
— 11:05–11:40. Юрий Орлицкий (Россия). Ритмическая уникальность стиха и прозы Ильи Зданевича;
— 11:40–12:15. Гудрун Леманн (Германия). Илья Зданевич и русский неоавангард;
— 12:15–12:50. Режис Гейро (Франция). Илья Зданевич — пропагандист русского авангарда: Париж 1922-1925;
— 12:50–14:00. Перерыв на обед;
— 14:00–14:35. Виталий Мишин (Россия). Об одном рисунке Пикассо в связи с выставкой «Ильязд. XX век Ильи Зданевича»;
— 14:35–15:10. Сергей Кудрявцев (Россия). «Бесплодно потерянный год»: Зданевич-Ильязд в Константинополе (1920-1921);
— 15:10–15:45. Андрей Россомахин (Россия). Илья Зданевич в карикатуре 1913 года;
— 15:45–16:20. Станислав Дорошенков (Германия). Ильязд: опыт киноисследования;
— 16:20–17:20. Заключительная дискуссия.
Илья Михайлович Зданевич (Ильязд) (1894-1975) — поэт, теоретик русского авангарда, ученый-этнограф, дизайнер тканей, издатель и художник.
Родился в Тифлисе. Закончил юридический факультет Петроградского университета (1917); был знаком и сотрудничал с М. Ларионовым, Н. Гончаровой, В. Маяковским, А. Кручёных.
Илья и его старший брат Кирилл — лидеры закавказского авангарда, первооткрыватели (вместе с М.В. Ле Дантю) живописи Нико Пиросмани (1912).
Илья Зданевич активно пропагандировал футуризм (он первым заявил о футуризме в русской печати со ссылкой на Ф.Т. Маринетти), тяготел к поэтике дадаистского абсурда, возглавил авангардистов, объединившихся в ассоциацию «41°» (А. Кручёных, И. Терентьев и др.). Написал книгу о творчестве М. Ларионова и Н. Гончаровой (1913). Выступал как новатор полиграфического дизайна, мастер книжной графики (типографики). В 1917-1919 жил в Тифлисе, в 1920 — в Батуми.
В октябре 1920 года Зданевич выехал во Францию — знакомиться с новыми течениями искусства. Провел год в Константинополе, ожидая французскую визу, в октябре 1921 приехал в Париж. Первое время жил у М. Ларионова. Организовал вместе с С. Ромовым и А. Гингером группу «Через», которая должна была связать русских поэтов и художников, живших в эмиграции и в СССР, с деятелями французской культуры. Сблизился с дадаистами и сюрреалистами (С. Шаршуном, П. Элюаром, Т. Тцара, Ж. Кокто, Робером и Соней Делоне). Занимался декоративно-прикладным искусством, в том числе, создавал эскизы тканей на предприятии Габриэль Шанель.
Занимался созданием книг в жанре livre d'artiste (книга художника), которые принесли ему мировую славу. Сотрудничал с П. Пикассо, М. Эрнстом, Ж. Браком, А. Джакометти, А. Дереном, А. Матиссом, Ф. Леже, М. Шагалом.
Автор многочисленных сборников заумной поэзии, драм, романов «Парижачьи» (издан в 1994) и «Восхищение» (1930), иллюстрировал книги Р. Хаусмана, П. Элюара и других авторов, создал цикл поэм на французском языке в форме палиндрома «Бустрофедон в зеркале» (1971). В Европе известен под псевдонимом Ильязд.