Выставка «Божественный Данте»
Выставка посвящена образу создателя «Божественной комедии», а также интерпретации сюжетов его произведения в изобразительном искусстве XVI-XXI вв., приурочена к Году литературы и 750-летию со дня рождения Данте (1265-1321). На выставке представлено около 100 экспонатов: из фондов Музея истории религии, частных коллекций, а также работы современных мастеров, предоставленные членами Санкт-Петербургского отделения Союза художников России.
Первый раздел выставки рассказывает о поэте и его возлюбленной Беатриче Портинари. В 1292 г. Данте Алигьери начал свой творческий путь с повести «Новая жизнь». Произведение было составлено из сонетов, канцон и прозаического рассказа-комментария о любви к Беатриче и тоски поэта по безвременно покинувшей этот мир возлюбленной. Второй раздел выставки посвящен «Божественной комедии» – главному произведению Данте, описывающему мистическое путешествие поэта по трем сферам потустороннего мира: Аду, Чистилищу и Раю. Ее построение подобно огромному готическому собору, где, как в культовом сооружении, нашли свое отражение все знания средневекового человека о вселенной. Поэтому не удивительно, что его поэма уже многие столетия является неисчерпаемым источником вдохновения для художников. В этом разделе выставки обращает на себя внимание гравюра «Ад и Чистилище» Жака Калло, выполненная по рисунку флорентийского живописца Бернардино Почетти.
XX век породил огромное число иллюстраторов Данте. Первая мировая война и период «предчувствия новой войны» заставляли художников вновь и вновь обращаться к тексту великого флорентийца, дабы осмыслить происходящее сегодня. Многие иллюстраторы имели за своей спиной опыт Первой мировой войны, что находило отражение в их творчестве. Эдуард Эди-Легран не стал исключением. В 1930 г. в Париже в издательстве La Pléiade вышел том «Ада» с его рисунками, в 1938 г. были опубликованы четыре тома «Комедии». Фототипии с парижского издания 1938 г. представлены на выставке. Также у посетителя будет уникальная возможность увидеть офорты известного французского экспрессиониста Эдуарда Герга из издания «Ада» 1950 г.