Экспозиция «Художественное наследие древнего Сольвычегодска»
В облике Соли Вычегодской, как и любого другого древнерусского города, большую роль играли культовые здания — церкви и монастыри. Возвышаясь своими шатрами и куполами над посадской застройкой, они создавали неповторимый силуэт северного города, стоящего на берегу широкой стремительной реки. Каждый из этих храмов имел внутренне убранство: иконы, церковные облачения, богослужебную утварь, книги. После революции 1917 года, когда большая часть сольвычегодских церквей была разрушена, наиболее ценные в художественном отношении предметы попали в музей.
Новая экспозиция представляет богатейшее собрание произведений древнерусской живописи и декоративно-прикладного искусства, происходящее из сольвычегодских храмов. Главное место в ней занимает художественное наследие домовой церкви Строгановых — Благовещенского собора.
Знаменитые вклады Строгановых в Благовещенский собор — иконы, написанные государевыми иконописцами Назарием Истоминым Савиным, Богданом Соболевым, «человеком Строгановых» Истомой Елизаровым; шитые золотными и серебряными нитями в строгановских золотошвейных горницах пелены; украшенные чеканкой, гравировкой, эмалями по сканому орнаменту церковные потиры, блюда, напрестольные и наперсные кресты, оклады Евангелий — сегодня широко известны за пределами Сольвычегодска и вызывают искреннее восхищение всех, кто приезжает в древний город. Строгановское наследие является неотъемлемой частью каждой новой экспозиции Благовещенского собора.
Кроме хорошо известных строгановских вкладов впервые после реставрации выставлены иконы, происходящие из Введенского монастыря и разрушенных сольвычегодских храмов: редкие по иконографии «Богоматерь Грузинская-Иерусалимская» и «Василий Великий, с житием в 16-ти клеймах», необыкновенно насыщенное по колориту «Огненное восхождение Илии Пророка»; живописно рассказывающая о чудесах «Богоматерь Казанская» в раме и др.
Более двадцати лет не выставлялась в музее деревянная скульптура. В новой экспозиции любители и ценители этого вида искусства увидят знаменитое «Чудо Георгия о змие», выполненное талантливым резчиком в XVII столетии, и два скульптурных изображения Николы Можайского.
Впервые в экспозиционной практике музея использованы мультимедийные технологии. Можно будет не только увидеть знаменитый Чудиновский план XVIII столетия с панорамой Сольвычегодска, но и получить изображения и информацию обо всех разрушенных храмах города.
Отличительной особенностью новой экспозиции является ее художественное решение. Проект был выполнен специалистами ведущего в стране центра — Комбината музейно-выставочного искусства (г.Санкт-Петербург). Современное, отвечающее всем требованиям музейного хранения, оборудование, системы освещения позволяют по-новому взглянуть и представить экспонаты, история которых насчитывает уже более трех-четырех веков.