Выставка «Откровения XVII века»
Иконописание с XVII в. становится одним из важнейших ремесел на Русском Севере. Оно часто передавалось по наследству, о чем свидетельствует фамилия Иконников. В Поонежье и в самом Каргополе трудились иконописцы: Федор Трофимов, Мишка Алексеев с сыновьями, иконник Порожской волости Иван Никонов, Артемий Афанасьев и другие.
Иконописные артели на Севере были довольно устойчивы. Из поколения в поколение передавались не только навыки мастерства, но и образцы − иконописные подлинники. В этом причина архаизма северных икон, характерного для крестьянской среды. На иконах часто можно встретить незамысловатый рисунок, неумелое построение пропорций фигур на плоскости, нарушение технологии живописи.
Основными заказчиками на Севере были крестьяне. Не очень богатые, не очень притязательные. Они-то и формировали на Севере ту иконописную культуру, которая была им доступна по их понятиям и средствам. На Каргополье с особой любовью разрабатывалась иконография наиболее почитаемых святых. Об этом свидетельствуют иконы: «Флор и Лавр в житии» из Покровско-Власиевской церкви села Лядины; «Чудо святого Георгия о змие. Священномученик Власий Севастийский» из часовни Георгия Победоносца в деревне Низ Ошевенского сельсовета.
Затейливая
резная форма створ Царских врат, представленных на выставке,
растительный орнамент полей на иконе Богоматери и рамы с Праздниками,
светлый и разнообразный колорит на иконах − в этом проявилась общая тяга
русского искусства XVII века к декоративности, «дивному узорочью»,
ярким краскам, отражавшим радость Божественного мира.
Вопреки
историческим потрясениям, выпавшим на этот век: нашествие иноверцев, и
начавшийся раскол в обществе в связи с реформами патриарха Никона, − для
многих личностей эпохи, в особенности иконописцев, это способствовало
поискам истины и духовному откровению.