Выставка «Будущее, влюбленное в прошлое»
Павел Пепперштейн — один из самых ярких художников современного российского искусства. Деятельность группы «Инспекция «Медицинская герменевтика», основанной Пепперштейном (совместно с Юрием Лейдерманом и Сергеем Ануфриевым), с конца 1980-х годов стала новым этапом развития московского романтического концептуализма. Сегодня, когда многое из того, что пульсировало и было живой тканью современного искусства в конце ХХ века, прекратило свое существование, импульс, заложенный «Медицинской герменевтикой», оказался достаточным, чтобы «психоделический реализм» Павла Пепперштейна продолжал свое поступательное развитие. Каждый новый проект Пепперштейна − будь то его рисунки, инсталляции или живопись − наследует найденным им более четверти века назад принципам нового поэтического синтеза визуального и вербального.
Павел Пепперштейн − рыцарь, стоически отстаивающий в своем искусстве идею построения новых утопий. В этих утопиях он объединяет самые различные пласты мировой и российской культуры и, постоянно находя точку резонанса с будущим, вплетает в свои работы чисто российские мифологемы и интернационализованные визуальные коды русского авангарда. Прекрасный писатель и поэт, Павел Пепперштейн лавирует между позицией наивного ребенка и просветленного, умудренного юродивого, транслируя художественные месседжи, провидчески артикулирующие предапокалиптические предчувствия, связанные с кризисом, охватившим мир в эпоху тотальной глобализации. Изящные работы Пепперштейна, заряженные мощным энергетическим драйвом, подключены к каналам коллективного бессознательного. Пепперштейн строит свой художественный мир, смело внося в него элементы абсурда и юмора, которые позволяют ему дать новое чувственное содержание его глобальным утопиям, не заключая их в клетку избитых клише модных дискурсов. Мерцание смыслов, присущее работам Пепперштейна, определяет его стратегию избегания нарративной артикуляции. Именно поэтому его творчество так пронзительно и обнаженно. Буффон или юродивый были ролями, необходимыми власти на протяжении многих столетий. Пепперштейн берет на себя сложную роль художника, в руках у которого − магический кристалл, аккумулирующий прошлое, но настроенный своим сиянием в будущее. Локальный российский контекст и глобальный мировой гримасами и ангельскими улыбками отражаются в этом кристалле.
В рамках VI Московской биеннале современного искусства МАММ реконструирует инсталляцию Павла Пепперштейна «Победа над будущим», представленную в 2009 г. в Российском павильоне на 53-й Венецианской биеннале современного искусства, а также представляет его новый живописный проект «Холодный центр солнца».