Выставка «Керамика Раку: Вселенная в чайной чаше. Произведения из японских собраний»
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку японской керамики Раку. Она была подготовлена ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музеем Раку, Японским фондом, Посольством Японии в России совместно с Национальным музеем современного искусства в Киото. На выставке будут показаны чаши, чайницы и другая утварь, предназначенная для чайной церемонии. Эти предметы создавались мастерами династии Раку на протяжении четырех столетий: от Тедзиро до ныне действующего главы династии Раку Китидзаэмон XV.
Большая часть экспонатов — это произведения из коллекции Музея Раку в Киото. Музей был основан в 1978 году четырнадцатым патриархом — Какуню (Китидзаэмон XIV). Он создал этот музей, чтобы коллекция династии Раку стала доступной для посетителей, до этого момента она бережно хранилась в семье Раку. Кроме произведений из коллекции Музея Раку на выставке представлены работы из собраний чайных школ Омотэсэнкэ и Урасэнкэ. Обе школы были основаны потомками выдающегося чайного мастера Сэн Рикю.
В XVI веке мастер Сэн Рикю создал новый стиль чаепития. Он отказался от роскошных церемоний и декоративной посуды, которая в большинстве случаев была изготовлена в Китае и Корее. Сэн Рикю повлиял на развитие керамического ремесла в Японии. Точным воплощением идей мастера стали произведения родоначальника семьи Раку — Тедзиро. Однотонные красные и черные чаши Тедзиро отвечали принципам ваби, что в переводе с японского значит «простота, безыскусность».
Мастера династии Раку открывают особый мир красоты, не имеющий себе равных в истории японской керамики. Стиль керамики Раку отличался от принятых традиций изобразительного искусства того времени. В своих работах наследники династии Раку старались отразить дух времени и привнести новые эстетические элементы. Согласно японской философии, чаши отражают душу своего создателя. В чайной церемонии самое важное это отношения того, кто готовит чай, и того, кто его пьет. Чайная церемония — это особый ритуал, где каждое движение совершается осознанно, а все внимание сосредоточено на духовном взаимодействии хозяина и гостя.
На выставке российский зритель сможет увидеть работы всех мастеров династии Раку, а также познакомиться с многогранным творчеством действующего патриарха Раку Китидзаэмон XV и произведениями наследника династии Раку Ацундо (Сокити). Кроме того, в экспозиции представлена японская живопись и каллиграфия XVI-XVIII веков, в частности, произведения знаменитых художников Хонъами Коэцу, Таварая Сотацу и Огата Корин. Выставка построена таким образом, чтобы у посетителей была возможность погрузиться в мир духовности и красоты керамики Раку, получить представление о том, как живут традиции в современной жизни и увидеть этапы развития керамического искусства Раку в историческом контексте. По словам главы династии Раку Китидзаэмон XV, такую полную экспозицию произведений Раку не всегда можно увидеть даже в Японии.