Лекция «Война» из цикла «Все, что вы боялись спросить о советском кино»
Парадоксально, но факт — Великая Отечественная война, стала эпохой нового расцвета советского кинематографа. Находясь в эвакуации, режиссеры пытались найти новый язык, способный передать весь масштаб произошедшей трагедии. Результаты оказались поразительными. Абрам Роом снял «Нашествие», Борис Барнет — «Однажды ночью». «Кащей Бессмертный» Александра Роу внезапно перекликается с эпопеей Толкина, а «Родные поля» Бориса Бабочкина и «Радуга» Марка Донского — с фильмами итальянского неореализма. Наконец, Сергей Эйзенштейн решает подвести итоги сталинского правления в своем незаконченном «Иване Грозном».
Автор цикла Максим Семенов: «Из первых ста лет отечественного кино большая часть приходится на советскую эпоху. Советские фильмы окружают нас с детства: пул новогодних комедий, старая-добрая классика для детей, некоторое количество фильмов военной тематики… всё это так знакомо. Однако, попытавшись посмотреть на советское кино пристальнее, мы вдруг обнаружим, что почти ничего о нем не знаем: какие-то медведкины и пудовкины снимали какие-то странные фильмы и каким– то образом умудрялись влиять на историю мирового кино. Солидно, но совершенно неизвестно. Наши беседы не претендуют на академичность (и на особую серьёзность), однако мы попытаемся хотя бы в общих чертах разобраться, чем советское кино было, и почему его стоит смотреть до сих пор».
Максим Семёнов — историк, киновед, кинокритик, сценарист. Окончил исторический факультет МГУ и Высшие курсы сценаристов и режиссёров. Постоянный автор журналов «Сеанс», «Афиша», порталов «Colta» и «Кинопоиск». Преподаватель Московской школы кино. Сотрудник Музея кино.