Основное изображение для события Персональная выставка Аллы Решетниковой «Диалог с Александром Юликовым». Абстрактная живопись и печатная графика. Piranesi lab.

Персональная выставка Аллы Решетниковой «Диалог с Александром Юликовым». Абстрактная живопись и печатная графика. Piranesi lab.

С 6 октября по 11 октября 2025
от 200 руб.

Начало ХХI века открашено в русском искусстве новым, очередным возвращением к абстракции. Предыдущее возрождение абстракционизма, приходящееся на 1960-е годы, происходило в атмосфере многолетней травли абстракции и полной утраты связей с традицией исторического авангарда.

Алла Решетникова первой запускает этот диалог с классиком. Современная абстрактная художница и куратор, работает в жанрах живописи, печатной графике, перформансе. Выпускница Московского академического художественного института им. В.И. Сурикова начала свою карьеру в традициях академизма, а затем перешла к абстракции. Под влиянием американского абстрактного экспрессионизма и европейской лирической абстракции ее работы исследуют баланс между структурированной композицией и жестикуляционной спонтанностью.

В этот раз нет нужды все начинать с нуля. Сегодняшние абстракционисты имеют прекрасную возможность взаимодействовать с предшественниками и отталкиваться в своих поисках от их достижений. Этих предшественников, правда, немного. На площадке абстракции главный среди них — Александр Юликов. Его творчество прошло все этапы эволюции пост-живописной абстракции 1960-90-х годов. Оно соприкоснулось с американским минимализмом, поп-артом и постмодернизмом, европейским информелем и конкретным искусством, то есть с самим нервом мирового художественного процесса. Оно напиталось творческим открытиями русских авангардистов и выстроила себя в споре с ними. То есть творчество Юликова воплощают и аккумулируют в себе всю науку об абстракции, наработанную многими поколениями мастеров разных стран.

Диалог с Юликовым столь же обязателен сегодня для представителей новой волны абстракции, как для художников его поколения — диалог с Малевичем и Мондрианом.

Экспозиция состоит из трех частей. Пространство делится между двумя художниками. Половина выставки — картинам Юликова. На другой половине Решетникова ставит наглядный и публичный эксперимент демонстрации своих работ «на фоне Юликова». Что позволяет ярче проявить специфику новейшей абстракции, а также ее связи с наследием.

Алла Решетникова формирует выставку своих работ от начала первых поисков в абстракционизме, поэтапно дополняя новыми работами и экспериментальной шелкографией.

АЛЛА РЕШЕТНИКОВА

Абстрактные картины Аллы Решетниковой выполнены в сложной, многодельной и многослойной технике. Сначала густой краской на холст наносится линеарная или решетчатая структура. В результате получаются вовсе не те предельно организованные геометрические структуры, о которых рассуждала Лидия Мастеркова, но некое подобие ткани, увиденной под микроскопом, живой и подвижной. На следующих слоях краска становится все более жидкой, что позволяет зрителю видеть нижние, фактурные слои картины. И, наконец в последнем слое используется техника, открытая Поллоком — краска как бы сливается по поверхности картины, оставляя выразительные потеки.

В результате своего творческого диалога с представителями американского абстрактного экспрессионизма, бравурного и мускулистого, художница очутилась в русле совсем другой традиции — европейской лирической абстракции, (L’Abstraction lyrique) французского ташизма — искусства тонкого, предельно эстетского и занятого исключительно подробностями построения формы и живописного пространства.

Её работы выставлялись как в России, так и за рубежом, включая персональные выставки в Российской Академии Художеств, Государственных музеях, галереях 11.12, Cube Moscow. Спецпроект и перформативная практика, Третьяковская галерея.

Работы Решетниковой находятся в коллекциях МАММ, ВОХМ им. И.Н. Крамского, Художественно-историческом музее, Калининград: музее Пушкинские горы, крупных частных коллекциях.

АЛЕКСАНДР ЮЛИКОВ русский минималист.


Подрамник расколот, холст лопнул и части картины зримо разлетаются в стороны, но нарисованный на них прямоугольник черного цвета остается неизменным. Образ переживает картину. Такова новая трактовка знаменитой картины Малевича — придуманный в 1983 году «Черный квадрат» Александра Юликова. Он возродил супрематическую традицию и открыл эпоху постмодернизма в русской абстракции. Александру Юликову досталась классическая судьба «подпольного» художника-новатора: едва замеченное и не оцененное по достоинству современниками, его творчество погрузилось в прошлое искусства, чтобы влиять на потомков уже из исторических экспозиций и запасников музеев.


Как и у большинства коллег и друзей нонконформистов (Юликов учился вместе с Косолаповым, Соковым, Комаром и Меламидом, Орловым), творческий путь Юликова четко разделен на два этапа. «Ученический» период связан с отказом от уроков академической школы, с освоением модернистского наследия России и Запада. В нем Юликов экспрессионист, символист, во всем противоположен тому художнику, которым он стал после «преображения», момента радикальной трансформации личности, пережитого всеми русскими новаторами на рубеже 1960-70—х годов. Эта точка перелома знаменовала интеграцию с мировым художественным процессом. В ней зародились движения русского поп-арта, соц-арта, московского концептуализма. Александр Юликов не принял этих тенденций, а в одиночку выбрал личный путь. Нашел себя в новейших формах абстрактного искусства, которые он развивает и поныне. В США работы Юликова, пропитанные любовью к супрематизму, смотрятся национальным русским искусством. А в России наоборот — самым что ни на есть американским, вызывая в памяти картины Эльсуорт Келли, Франка Стеллы, Эд Рейхарда и Барнета Ньюмана. Американцы, кстати, высоко оценили его работы.


Творчество Юликова многогранно, но одна из важнейших его составляющих стилистик определяется понятием «минимализм». Работы этой тенденции и составляют данную экспозицию.


Программа событий на выставке:

7 октября 17:00 публичное открытие выставки.

8 октября среда 17:00 Диалог абстракционистов. Абстрактное искусство. Паблик-ток. Участники: Ирина Горлова, Алла Решетникова, Александр Юликов. Съемка. Регистрация на мероприятие.

9 октября 15:00 Алла Решетникова. Экскурсия по выставке. Паблик-ток.

10 октября 15:00 Алла Решетникова, Александр Юликов. Медиация.

11 октября суббота 12:00–13:00 АРТ — медитация красный цвет. Звуковая абстракция: звучание гонга и тибетских чаш. Сессия совместно с сертифицированный звукотерапевтом (World class). Платно.

Расписание
Внимание! Указано местное время проведения события
4 октября

Сведения предоставлены организацией РОО «Московский Союз Художников» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

Смотрите также

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна