Лекция на тему «Творческий портрет А.Г. Рубинштейна»
Антон Григорьевич Рубинштейн — одна из центральных фигур русской музыкальной культуры 60 — 80-х гг. Трудно соразмерить различные стороны деятельности Рубинштейна:
— гениальный пианист, заложивший основы русской фортепианной школы. Положил в основу стиля исполнения мелодичность, распевность, одухотворённый лиризм и эмоциональную выразительность. Выдающимся явлением стали 58 лекций-концертов «Исторические концерты».
— блестящий дирижёр, составивший целую эпоху в концертной деятельности РМО.
— педагог и организатор, заложивший основы русского профессионального образования. 1862 г. — открытие первой русской консерватории в Петербурге (директор). Организатор БМШ, Певческой академии. В 1890 г. организовал международные конкурсы пианистов и композиторов.
— публицист: «Автобиографические рассказы», «Музыка и её представители. Разговор о музыке», «Короб мыслей», курс лекций по истории фортепианной литературы.
— композитор исключительной плодовитости.
Достижения Рубинштейна пианиста, дирижёра, композитора, педагога, организатора выступали в единстве, благодаря которому имя долго оставалось легендарным.
Композиторское наследие Рубинштейна огромно — 119 опусов охватывает почти все жанры:
— опера (13): «Куликовская битва», «Фомка-дурачок», «Сибирские охотники», «Дети степей», «Демон», «Маккавей», «Нерон» и др.; 5 духовных опер-ораторий: «Потерянный рай», «Вавилонское столпотворение» и др.
— оркестровая музыка: 6 симфоний, 4 увертюры, сюита, 9 концертов (из них 5 фортепианных).
— камерно-инструментальный жанр: 5 фортепианных трио, 10 струнных квартетов, квинтеты для фортепиано и струнных, фортепиано и духовых, струнные секстеты и октеты, 6 сонат для скрипки и фортепиано, фортепианные пьесы (более 200).
— камерно-вокальный: более 160 вокальных пьес, около 30 ансамблей, хоры a cappella.
Жанры творчества:
1.Опера. В целом его оперы различны по жанрам: лирическая, комическая, жанр большой оперы, историческая, на библейские сюжеты. Прокладывал пути, по которым шли русские композиторы. «Демон» — один из первых образцов лирико-психологической оперы. Большое новаторство имели сцены сквозного развития. Особое значение придавал жанру духовной оперы, нетрадиционному для русской музыки. Интересно, что западный по генезису жанр трактовал как ветвь русской музыки о Востоке.
2.Инструментальная. До 60 — 70-х гг. многие жанры вообще не существовали в русской музыке. Рубинштейн сыграл роль первопроходца в жанре симфонии, фортепианного концерта, струнного квартета.
3.Фортепианная музыка. Занимала большое место в творчестве, сам исполнял в своих концертах. Воплощал контрастные образные сферы: мужественность, героизм, лирика. В итоге — заложил основу реалистического лирико-героического концертного стиля. Впервые в русской музыке начал писать циклы пьес.
4.Вокальная музыка. По мнению критиков, слабой стороной его романсов является отсутствие психологизма. Наиболее ценны: цикл «Персидские песни», «Баллада», «Узник», «Азра», «Зюлейка».
Сведения предоставлены организацией МБУ ДО «ДШИ № 2» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.