Познавательная программа «Буква к букве, будет слово» (К Дню славянской письменности).

24 мая 2025
Бесплатно

Звучит веселый колокольный звон (фонограмма). Дети подготовительной к школе группы с цветами и ветками  входят в  зал и строятся врассыпную.

Ведущие  в русских народных костюмах, встают позади детей.

Слайд 1: изображение святых Кирилла и Мефодия.

1 Ведущий:

По широкой Руси нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

2 Ведущий:

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

«Упражнение с цветами и ветками» на музыку В.Моцарта.

1 Ведущий:

 Своей статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне россияне,

Издревле, кто вы?

Дети. Мы — славяне.

2 Ведущий:

Мы чтим березы белоствольные,

Мы любим песни наши вольные,

Зовемся Любы, Ольги, Ани,

Надежды, Веры….

Дети. Мы — славяне.

Снова звучит колокольный звон. Дети ставят цветы в вазу перед слайдом с изображением святых Кирилла и Мефодия и встают вместе с ведущими широким полукругом у центральной стены зала. Девочки с ветками перестраиваются для танца. Звучит мелодия песни «У моей России-длинные косички». Автор: Георгий Струве. Девочки исполняют танец с ветками. Остальные дети поют. В конце танца девочки ставят ветки в вазы, все дети садятся на стульчики.

1 Ведущий (с большим свитком в руках, раскрывает его и читает детям):

Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки. Расскажу вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добрые молодцы, раскрасавицы красные девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома — терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. Вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителю, братья мудрые Кирилл с Мефодием.  Долго речь они русскую слушали, а потом  ее стали записывать. И придумали они буквицы, а из них и составили азбуку

Слайд 2. Изображение букв кириллицы.

Звучит фрагмент хора «Славься» М.Глинки из оперы «Иван Сусанин».

1 Ведущий:

Как называется эта азбука, дети?

Дети. Кириллица!

1 Ведущий:

А почему она так названа? (По имени Кирилла, одного из ее создателей.) Посмотрите повнимательней на эти буквы кириллицы! Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы? (Дети называют известные им буквы.)

1 Ведущий:

Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Послушайте, как звучит старинная азбука! (Читает отдельные буквы на слайде.) Названия букв должны были напомнить людям о таких словах, которые забывать нельзя: «Добро», «Живите», «Земля», «Люди», «Покой». Пусть эти старинные буквы сейчас оживут при помощи нашей большой волшебной азбуки.

Под музыку фрагмента хора «Славься» М. Глинки выбегают  2 ребенка, держа перед собой лист с нарисованной буквой (аз и буки).

1-й ребенок. Здравствуйте, дети! Угадайте, какая я буква? (Дети отвечают.) Правильно, меня зовут «аз»! Назовите слова, которые начинаются с меня? (Дети отвечают.)

2-й ребенок. А теперь угадайте, как меня зовут? (Дети отвечают.)  Верно меня зовут «буки». Вспомните, сколько хороших, вкусных слов начинается с моей буквы! Назовите их! (Дети называют.)

1-й и 2-й ребенок. Дети, назовите нас по порядку.

Дети. Аз, буки.

2 Ведущий.

Получилось слово «азбука». Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так говорят: сначала аз да буки, а потом другие науки. С познания азов начинается путь каждого из вас в мир знаний! А к нам спешит еще одна буква. Представьтесь, пожалуйста.

Выбегает под музыку ребенок с буквой «Веди»

3-й ребенок. Здравствуйте, дети. Меня зовут буква «веди». Я все знаю, про все ведаю.

1 Ведущий.

Ну тогда слушай мою загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает?

Ребенок. Весной!

1 Ведущий.

Хоровод «Веснянка» с пением.

1 Ведущий.

Продолжим знакомство со славянской азбукой.

Выходит  под музыку ребенок с буквой «Глаголь».

4-й ребенок. Здравствуйте, дети! Я буква «глаголь».

2 Ведущий. Какое красивое у тебя имя! А что оно значит? Как вы думаете, ребята? Г лаголить-значит «говорить». Но прежде, чем говорить, надо хорошенько…подумать. В народе говорили: «Молвишь-не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь». Вот и ты уважаемая «глаголь» поиграй с нами в игру «Да –нетку».

1 Ведущий.

Смотрите, к нам спешит еще одна буква.

5 –й  ребенок. Добрый день, дети! Меня зовут буква «добро».

2 Ведущий.

Какое у тебя доброе имя! А ведь доброта —  это лучшая черта характера человека.

Наши ребята знают много пословиц о добре (Дети отвечают.) Н-р: — «При солнышке-тепло, при матери –добро»…

1 ведущий.

Из «Азбуки» к нам идет новая гостья!

6-й ребенок. Здравствуйте, дети я буква «люди»!

Люди вы в ладу живите,

Ласку и любовь несите.

Лягушонок — да и тот

Без любви не подрастет!

2 Ведущий.

Знакомьтесь, к вам идет новая буква.

7-й ребенок. Здравствуйте, дети,  меня зовут «мыслите».

2 Ведущий.

Какая мудрая буква к нам явилась!

7-й ребенок.

Мудрецам давно известно:

Там, где умным мыслям тесно,

Нет ни зависти, ни скуки,

Мастера там на все руки

Шить, варить и рисовать.

Чисто петь и танцевать!

Танец «Субботея»

2 Ведущий.

Есть буквы шипящие,

Есть буквы свистящие,

И только одна из них буква рычащая.

8 ребенок. Здравствуйте, дети, я буква «рцы». Недаром я собой горжусь, ведь я начало слова «Русь».

Русская народная игра «Плетень»

2 Ведущий.

Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию, что они подарили нам славянскую азбуку. 44 буквы-сестрицы смотрят на вас с этого старинного свитка и приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет в следующий раз. А теперь, кириллицы, встречайте современную русскую азбуку.

На слайде появляется  изображение алфавита.

1-й ребенок.

Буква к букве-будет слово,

Слово к слову-речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

2-й ребенок.

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

«Песенка — Азбука» Автор: Борис Заходер

Расписание
Внимание! Указано местное время проведения события

Сведения предоставлены организацией МУ «Леснополянский культурно-спортивный центр» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна