Творчество Маковского. Смерть Ивана Грозного.

С 12 мая по 30 июня 2025
Бесплатно

        За создание этой и еще двух картин на историческую тематику художник был удостоен золотой медали на парижской Всемирной выставке 1889 года. К сожалению, судьба у этого полотна была печальной. Ее пытался купить для своей галереи Третьяков, но она ушла в частную коллекцию. В 2014 году картину похитили, и до сих пор судьба ее остается неизвестной.

   В основе сюжета картины рассказ свидетеля смерти царя — английского дипломата Горсея. Подлинность его свидетельства вызывает сомнение, тем не менее, оно было популярно и использовалось художником в качестве канвы для его полотна.

   На картине запечатлен момент смерти царя во время игры в шахматы. Он одет в халат, отороченный мехом, и в шапочку. На полотне множество исторических персон, которые окружают умершего монарха. Картина является «мгновенным снимком» момента смерти Ивана IV. С присущей его работам театральностью художник расставляет ключевые фигуры этого действа: в центре в большом кресле бессильно обмякшая фигура царя, вокруг него его родные и приближенные. Справа лекарь достает свои снадобья в бесплодной попытке вернуть к жизни умирающего, с другой стороны к ногам царя припал придворный шут, испуганно взирающий на своего повелителя. У изголовья склонилась последняя жена царя — Мария Нагая, мать царевича Дмитрия, впоследствии убитого в Угличе. За спиной царицы молится Василий Шуйский. Крайняя справа фигура — это старенькая сгорбленная нянька царя, спешащая к нему, опираясь на деревянную клюку.

   Слева от умирающего изображены другие исторические персонажи, которые в дальнейшем сыграют свою роль в истории России. Крайний слева, поднявшийся во весь рост, повернувшись боком к зрителю — Борис Годунов. Привставший в своем кресле бородатый старец — Богдан Бельский. На фоне пышной кровати с балдахином изображена супружеская пара — царевич Федор с женой Ириной Годуновой, испуганно жмущейся к своему растерянному и смущенному мужу.

   Кроме хорошо продуманной, хоть и немного театральной композиции в картине впечатляет отличная проработка деталей, даже самых мелких, а также великолепно выписанные эмоции и выражения лиц. По оставшейся литографии трудно судить о цветовой гамме картины, но, зная остальные полотна мастера, можно спокойно утверждать, что она была красочной и многоцветной. Очень жаль, что она пропала, остается только надеяться на счастливое возвращение украденного полотна.

Расписание
Внимание! Указано местное время проведения события
12 мая

Сведения предоставлены организацией МБУ «Музей истории Тетюшского края» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна