«Саламбо» — оперный замысел, над воплощением которого Модест Мусоргский
упорно работал с 1863 по 1866 год. Опера сочинялась практически
независимо от «Могучей кучки» и М.А. Балакирева, который в эти годы был
музыкальным наставником Мусоргского. По свидетельству
Н.А. Римского-Корсакова композитор изредка показывал в кружке отрывки
из «Саламбо» и они «вызывали частью величайшее одобрение за красоту
своих тем и мыслей, частью жесточайшие порицания за беспорядочность
и сумбур».
Скептическое в целом отношение в «Могучей кучке»
к первому оперному опыту Мусоргского (характерно, что ни один
из законченных даже в партитуре номеров «Саламбо» не был исполнен
в концертах Бесплатной музыкальной школы, которой руководил Балакирев),
сомнения друзей в его силах, по-видимому, стали главной причиной отказа
композитора продолжать работу. Но Мусоргский не отказался от
музыкального материала «Саламбо», осознавая его высокую художественную
ценность. В последующие годы композитор не раз обращался к музыке оперы
как к своего рода музыкальному «запаснику», заимствуя оттуда отдельные
темы и более развернутые эпизоды для новых сочинений (среди них — «Борис
Годунов», хор «Иисус Навин»).
Источником сюжета оперы стал роман
Г. Флобера «Саламбо», русский перевод которого впервые был опубликован
в 1863 году. Самостоятельно создавая либретто, Мусоргский не во всем
следовал сюжету романа: именно композитор ввел важнейший мотив
порабощения ливийцев Карфагеном как причину их восстания (у Флобера
причина иная — наемники-ливийцы не получили обещанную плату). «Саламбо»
была задумана автором в 4-х действиях, сохранившиеся автографы оперы
представляют сочиненную музыку лишь частично: это отдельные номера:
«Песня балеарца» из 1-го акта, «Боевая песня ливийцев» (ее традиционно
относят к 1-му акту, но по содержанию она должна звучать во 2-м акте),
«Хор жриц» из финала оперы; и развернутые сцены: в храме Таниты
в Карфагене (2-я картина 2-го действия), «Капище Молоха» (1-я картина
3-го действия), «Подземелье Акрополиса» (1-я картина финала). По
некоторым данным, Мусоргский сочинил, но, вероятно, не записал еще
несколько сцен, в частности, любовную сцену Мато и Саламбо.
Пожалуй,
главное впечатление, которое выносит слушатель, впервые знакомящийся
с музыкой «Саламбо», это восхищение — красотой и утонченной поэтичностью
лирических эпизодов, размахом и драматическим напряжением массовых сцен
(самая яркая из них — жертвоприношение детей Молоху), мощью фигуры
Мато. Некоторые страницы оперы (например, начало сцены обряда в храме
Таниты и гимн Таните во втором действии, хор жриц в финале) по характеру
музыки могут считаться уникальными, не имевшими продолжения
в творчестве Мусоргского.
Очевидная ценность музыки «Саламбо» не раз
приводила к попыткам придать опере по возможности целостный и даже
сценический вид — невзирая на ее неполноту, на то, что композитор
включил большое количество материала оттуда в более поздние свои
произведения, а также на общепринятое мнение о невозможности завершения
сочинения. Большая заслуга в возвращении «Саламбо» в отечественное
и мировое музыкальное пространство принадлежит Мариинскому театру.
В 1989 году по его заказу петербургским композитором Вячеславом
Наговициным была создана оркестровая редакция оперы, представившая
музыку «Саламбо» в наиболее полном виде (с включением номеров,
оркестрованных самим Мусоргским, а также Римским-Корсаковым
и Виссарионом Шебалиным). В 1991 году по предложению Валерия Гергиева
Наговицин расширил редакцию, добавив в нее музыку
нескольких «родственных» «Саламбо» произведений Мусоргского (в том числе
романс «Ночь» — для характеристики заглавной героини). В таком варианте
опера впервые была исполнена силами Мариинского театра в том же году на
древнеримской арене в испанском городе Мерида.
В спектакле Сергея
Новикова музыка прежней редакции дополнена еще одним номером — дуэтом
Саламбо и Шагабарима; в этом номере легко узнаётся дуэт Марины Мнишек с
иезуитом Рангони из «Бориса Годунова», но подобная реконструкция
уместна — дуэт был задуман в набросках именно для «Саламбо». Помимо
певцов, в постановке участвует чтец, драматический актер, исполняющий
роль Гамилькара, отца Саламбо (на страницах партитуры Мусоргского этот
персонаж так и не появился).
Сведения предоставлены организацией ФГБУК «Государственный академический Мариинский театр» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.