Лекция «Пересматривая Йорданса: анекдотический реализм или гуманистическая традиция?»
Из трех величайших живописцев Фландрии XVII столетия (их перечень знаком многим и начинается, разумеется, с Ван Дейка и Рубенса) Якоб (Жак) Йорданс — до сих пор самый незнакомый. Причины в том, насколько по-разному относились к его творчеству поколения историков и зрителей.
Первые тексты о художнике, составленные в семнадцатом и восемнадцатом веках его собратьями по ремеслу Иоахимом фон Зандрартом, Арнольдом Хоубракеном и Якобом Кампо Вейерманом, рисуют одну картину. Знатоки и каталогизаторы его работ, в последующие века яростно спорившие об атрибуции картин и рисунков, видели другую. Музейные кураторы, реализовавшие концептуальные выставки последних лет, остроумно изобретают третью.
Разобраться в этом многообразии оценок и составить свое собственное представление предлагает Василий Расторгуев, старший научный сотрудник отдела искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина.