Лекция «Сан Марко и София Киевская: особенности восприятия византийского искусства в средневековой Венеции и Древней Руси»
С разницей в несколько десятилетий в Венеции и на Руси возводятся краеугольные памятники — храмы Святого Марка и Святой Софии. Оба памятника восходят к двум важнейшим константинопольским храмам — церкви-мавзолея Святых Апостолов и прославленной Софии Константинопольской. Какая между ними связь?
Среди культурных центров христианского Запада Венеция, несомненно, испытала наибольшее воздействие византийской культуры. Ее ключевой памятник — собор Сан Марко, который построен по византийскому прототипу, его своды по-византийски украшены мозаиками, а фасады со временем превратились в своеобразные витрины царьградских трофеев. Впоследствии византийская часть своего художественного наследия была осознана венецианцами как собственная древность. Это в огромной степени определило своеобразие венецианского ренессансного искусства. В русле византийской культуры развивалась и средневековая Русь. И хотя непосредственная встреча этих двух культур произошла уже после исчезновения Византии, именно общность византийского корня помогла принятию и усвоению ренессансных форм, принесенных венецианскими архитекторами.
На каких художественных аспектах строились связи внутри этого культурного треугольника? Об этом расскажет каждая из пяти лекций этого курса А. Петрова.