Высокая позиция певческого звука

Событие завершилось
12+

Понятие высокая позиция звука можно определить, как физиологическое приспособление голосового аппарата для получения максимальной силы звучания голоса при минимальных затратах энергии. Высокопозиционный звук расценивается на слух как хорошо сфокусированный, серебристый, звонкий, полетный, легко достигающий крайних звуков диапазона.

Высокопозиционный звук необходим в любом певческом направлении, независимо от манеры исполнения. Он одинаково нужен и академическому певцу и джазовому вокалисту и исполнителю качественной популярной музыки.

В педагогической практике существует много приемов, помогающих правильному звукообразованию, «направлению голоса» — это сокращение квадратных мышц лица, подтягивание крыльев носа, но основным певческим

приемом, который необходимо выработать в самом начале, является зевок. Высокая певческая позиция связана с работой мягкого нёба. С точки зрения артикуляции, образование звука связано с формой и объёмом ротовой полости. Если объем глотки достаточен, возникает ощущение цельности звукового столба.

Как практически правильно научиться увеличивать объем глотки?

Расширение объема ассоциируется у нас с зеванием. Чтобы гласные не звучали плоско, нужно приподнять мягкое нёбо (положение зевка). Но при полном зевке гортань слишком низко опускается и потребуется очень сильная струя звука, чтобы полноценно опереть звук на нёбо. Сделать звук близким при чрезмерном опускании гортани невозможно. Появляется запрокинутый затылочный звук.

Помимо зевка, есть еще способы, при помощи которых можно добиться высокой певческой позиции.

Цели и задачи.

  1. Физиологически приспособить голосовой аппарат для оптимальной и безопасной работы.

  2. Развить максимальную силу звучания голоса при минимальных затратах энергии.

  3. Вызвать живой интерес к изучению вокального искусства.

  4. Повысить уровень знаний человеческого организма.

Практические рекомендации перед выполнением упражнений:

Во время выполнения упражнений надо сидеть или стоять ровно, распределяя вес на обе ноги. Диафрагма не должна быть зажатой.

Упражнения:

№ 1. Рот, гортань в спокойном состоянии. Вам “хочется” зевнуть,

но так, как зевают в приличном обществе, чтобы никто не заметил, зевнуть с закрытым ртом.

Ваше внимание должно быть направлено на твердое небо, верхний свод и на широкое, свободное, опущенное горло. Зевок должен происходить таким образом: верхняя челюсть и небо “поднимаются”, а глотка освобождается и опускается. Эта раздвижка и освобождение “до слез” (как и бывает в жизни, когда мы зеваем “до слез”!). Прислушайтесь, какое активное в зевке мягкое

№ 2. Рот открыть, подержать в этом состоянии, послушать ощущение естественности, свободы самого рта, языка, горла.

Просмотреть “внутренним взором” все органы. Сомкнуть губы, но не плотно, и, оставляя горло таким же свободным, помычать на удобном тоне, ощущая щекотание на верхней губе, зубах и в переносице. Если нет ощущения щекотания, вибрации, значит, у вас поджато горло, освободите его. Направьте ваше мычание к зубам. Обязательно берите хорошее дыхание. Та область, где ощущается щекотание, и есть “маска”, позиция. Выдвигайте звук вперед, через эту область. Вспомните гудок парохода, завода, какая там свобода, протяженность и в то же время сила и наполненность.

№ 3. Вы “видите” перед собой ароматный цветок (например, розу) и нюхаете его.

То место (на нёбе, за глазами, в голове, в черепе — назовите, как хотите), куда аромат проникает, то место, которое он «заполняет», и область, которую он “раздвигает”, надо ощутить и запомнить! Запомнить “возникновение внутреннего нового объема”. Много раз, повторив такой “этюд”, вы поймете и запомните это ощущение, это состояние, которое дает представление о правильном “вокальном зевке”, “высоком певческом куполе”, высокой певческой позиции. Подобное состояние должно возникать одномоментно с дыханием перед мгновением начала звука.

Дыхание — нижняя опора, этот купол — верхняя опора, туда вы должны направить ваш звук, ваше дыхание.

№ 4. Перед вами — большое, сочное, красивое яблоко, которое вы должны сейчас откусить.

Надо представить, почувствовать как “раздвигается и поднимается” верхняя челюсть и небо при этом “желании укусить побольше вкусного яблока”. (Никогда вы не кусаете фрукты нижней челюстью!). Поищите эти ощущения, найдите естественность, свободу.

Высоко поднятое небо — певческий купол.

№ 5.

Во рту — горячая картошка, которая обжигает небо, а вы не выплевывая, хотите остудить ее. Вы подхватываете прохладный воздух, он охлаждает небо, обожженное картошкой.

Включайте ваше воображение, ищите ощущения, ощущения прохлады высокого неба, запоминайте их!









№ 6. Представьте себе собаку в жаркую погоду.

Она бежит, ей жарко, у нее высунут язык для терморегуляции. Она дышит быстро-быстро, охлаждая, таким образом, пасть и весь организм.

Конечно, вам не надо высовывать язык, но представить себе эту собаку и попробовать подышать часто-часто, чтобы охладить небо. Вы сразу почувствуете, какое высокое ваше нёбо, какой замечательный у вас вокальный купол, свод (гортань при этом низкая, свободная, широкая).

№ 7. Мелко-мелко, дробно, как в ознобе, постучать зубами.

Внимание направить на передние зубы, на свободу челюстей, собственно с зажатыми челюстями вы и не сможете дробно стучать зубами. Упражнение это у нас встречалось раньше, когда речь шла именно о свободе челюстей. А теперь попробуйте ощутить передние верхние зубы, их корни, то есть то… место, откуда начинается твердое небо или “купол”. “Посмотрите”, какой он активный, высокий! Чтобы это хорошо “увидеть” и почувствовать, опять постучите передними зубами и опять “послушайте” свои ощущения.

№ 8. Губы сомкнуты не плотно. Рот спокойный. Внутренним видением осмотрите высокое небо, спокойный, лежащий язык, кончик его упирается в корни нижних зубов, корень языка спокоен. Гортань свободная, опущенная, широкая, как горло большого кувшина.

Переведите ваше внимание к корням верхних зубов и, оставляя все в спокойном состоянии, беззвучно скажите “Ы” в твердое небо. При этом гортань должна оставаться абсолютно спокойной, широкой, низкой. Вы должны поймать ощущение раздвигающихся полостей, объемов, “поднимающегося” твердого неба и опускающегося широкого горла.

Какое-то из этих упражнений — одно, два — вам обязательно помогут найти вокальные ощущения зевка, купола, мгновенного их устройства, одномоментного со взятием дыхания, а в следующий миг — “атака дыханием” в высокую позицию и возникновение красивого звука (перерождение воздушной волны в звуковую).

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна