Обучение

Основные выразительные средства в музыке

Событие завершилось
12+

Идейное эмоциональное содержание музыкального произведения композитора передаётся с помощью средств музыкальной выразительности: мелодии, темпа, ритма, гармонии. Совокупностью всех этих средств создаются музыкальные образы, которыми пользуется балетмейстер.

Главная задача — единства образа слышимого и видимого.

I.

Мелодия (от греческого пение, напев) — это одноголосное выражение музыкальной мысли, это основа музыки и в ней в первую очередь выражается замысел композитора. Она представляет собой одноголосную последовательность музыкальных звуков, находящихся в определённом соотношении по высоте и имеющих определённый темп и ритм.

Мелодия сама самостоятельна в отличие от других выразительных средств, способна воплощать определённые мысли и эмоции, передавать настроение. Мелодия всегда несёт в себе художественный образ. У мелодии есть свои законы, основной из них волнообразность, мелодическая линия имеет изгибы нарастания и спада. Совокупность движения мелодии вверх, вниз и на месте называется мелодическим рисунком.

Важные виды мелодического рисунка

    1. Восходящее движение в мелодии, т. е. переход к более высоким звукам.

    2. Нисходящее движение в мелодии, т. е. переход к более низким звукам.

    3. Волнообразное движение мелодии, т. е. последовательность восходящих и нисходящих переходов.

Всякая мелодия существует во времени, она длится с временной природой музыки и тесно с ней связана. Одно из самых заметных её выразительных средств ТЕМП.

II.

Темп — это скорость исполнения музыки. Темп обозначается в начале произведения.

Основная терминология:

Adagio — медленно

Andante — умеренно

Allegro — быстро

Для большей выразительности музыкального произведения применяется постепенно ускорение или замедление темпа.

Ashelerando — ускорение

Ritardando — замедление

Темп во многом определяет облик настроения музыки. Медленный темп выражает состояние покоя, неподвижности, созерцания. Средний темп достаточно нейтрален и встречается в музыке в разных настроениях. Быстрый темп встречается при передаче непрерывной устремлённости движений, может выражать чувство кипучей энергии, радости, светлого праздничного настроения. А может выражать драматизм.

Произвольно изменять скорость музыки произведения нельзя.

Откуда берётся ощущение темпа в мелодии?

Для ощущения темпа важны не все звуки, а лишь некоторые, более сильные и более тяжелые. Обычно в мелодии периодически на отдельных звуках возникают акценты, а между ними следующие звуки, более слабые.

Ощущение темпа зависит от того какое время проходит между ними соседними акцентированными звуками, т. е. какое время занимает такт в музыке. Темп музыкального произведения измеряется числом тактов в единицу времени (например, в минуту). Венский вальс — 60 тактов в минуту.

III.

Организованность в музыке основана на определённом чередовании акцентов, ударных долей, это метроритмическая организация музыки (метр — мера) — это чередование сильных и слабых долей в такте, равномерное. Цифровое обозначение метра называется размером и ставится в начале нотной записи. Верхняя цифра (или первая) показывает количество долей в такте, нижняя или вторая какой длительности выражена доля в данном размере. Размеры бывают двухдольные (чётные) чередование одной доли ударной и одной неударной; трёхдольный (нечётный) чередование одной ударной доли и двух неударных долей. А также из сочетаний простых размеров образуются сложные размеры, например, четырёх дольные (сильная доля, слабая, относительно сильная и слабая).

IV.

Звук, на который приходится ударение (ударная доля) вместе с последующими ударами, безударными образуют такт — это отрезок времени от одной сильной доли до другой. В нотах такты определяются друг от друга вертикальными линиями.

V.

Ритм — одно из главных выразительных средств музыки. Это последовательное сочетание музыкальных звуков различной длительности, т. е. соотношение долгих и кратких звуков.

Относительно друг от друга размеров не так много 2\4; 3\4; 4\4; 6\8.

А соотношение музыкальных длительностей бесчисленное множество, звуки записываются знаками (т.е. нотами, которые имеют разную длительность в звучании). Для обозначения длительности звуков к кружочкам добавляют палочки, штили, хвосты.

— целая нота «1и2и3и4и»

— половинная «1и2и»

— четвертная «1и»

— восьмая «и»

— шестнадцатая на «и» — два удара

Чередование звуков различных длительностей образуют ритмический рисунок мелодии. Он уже сам по себе может охарактеризовать некоторые жанры музыки.

VI.

Динамические оттенки — это изменение громкости звучания при исполнении музыкального произведения.

Динамические оттенки очень важны для передачи образов в музыке (например, колыбельная исполняется тихо, содержание такой музыки противоречит громкому звучанию, а тихое звучание противоречит праздничному маршу).

Динамические оттенки связаны с мелодическим рисунком, соответственно этому восходящее движение мелодии сопровождается усилением звучания, а нисходящее ослаблениям. В зависимости от динамичности оттенков музыкального произведения движения могут быть сильными и энергичными или мягкими и нежными, резко акцентированными или слитными или плавными.

К динамическим оттенкам музыки относится:

    1. изменение силы звучания

    2. постепенное замедление или ускорение темпа

    3. плавное или прерывистое звучание мелодии

Перечисленные оттенки обозначаются итальянским термином:

Forte — громко

Piano — тихо

Crescendo — усиление

Diminuendo — ослабление

Ещё существуют такие понятия: «Мажор» музыка торжественная, праздничная, радостная, весёлая либо спокойная. «Минор» музыка драматическая, печальная.

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна