Обучение

ЧЕЛОВЕК С ДОБРЫМ ЛИЦОМ

17 августа 2024
6+
Бесплатно

Трудно поверить: не вся творческая биография Вячеслава Тихонова была успешной, его интеллигентная внешность порой мешала актерской карьере.

Но несмотря на все трудности, он сыграл множество совершенно разных героев: от тракториста до князя, от учителя до разведчика.
Детство Вячеслава Тихонова

Вячеслав Тихонов родился в Павловском Посаде под Москвой. Его отец был механиком на ткацкой фабрике, а мать — воспитателем в детском саду. Семья жила в деревянном двухэтажном доме вместе с дедушкой и бабушкой. Детство Вячеслава Тихонова закончилось в 13 лет, в 1941 году, когда началась война. В школе, в которой он учился, разместили госпиталь для раненых солдат. Пришлось поступать в ремесленное училище на токаря. Закончив учебу, Вячеслав Тихонов работал на военном заводе, где стоял за токарным станком с раннего утра до позднего вечера.

Каждую свободную минуту будущий актер проводил в расположенном недалеко от дома кинотеатре «Вулкан». Его любимыми героями были Чапаев и Александр Невский, а любимыми актерами — Михаил Жаров и Петр Алейников. «Это люди, которые завораживали и в итоге потащили меня в искусство».

Вячеслав Тихонов мечтал стать актером, но родители хотели для него совсем иной судьбы: мама видела сына агрономом, а отец — инженером-механиком. Прислушавшись поначалу к мнению семьи, Вячеслав Тихонов в 1944 году поступает в Автомеханический институт, но уже в следующем году решается пойти за своей мечтой и относит документы во ВГИК. Поступить на общих основаниях не получилось: приемная комиссия посчитала, что у него нефотогеничная внешность. Но после того как экзамены уже закончились, Вячеслава Тихонова зачислили вне конкурса в мастерскую к профессору Борису Бибикову.
Первые роли Вячеслава Тихонова

Первую роль в кино молодой актер получил, еще будучи студентом, и его сразу ждал успех. В 1948 году Вячеслав Тихонов снялся в картине Сергея Герасимова «Молодая гвардия». Роль в фильме стала настоящим стартом в профессии не только для него, но и для других молодых коллег по съемочной площадке — Инны Макаровой, Нонны Мордюковой, Клары Лучко, Сергея Бондарчука, Георгия Юматова, Тамары Носовой. Ассистентом режиссера работала Татьяна Лиознова, с которой много позже они встретятся на съемочной площадке «Семнадцати мгновений весны». «Молодая гвардия» стала лидером проката и получила Сталинскую премию.

Первые съемки — и первый брак. Вячеслав Тихонов женился на Нонне Мордюковой. В 1950 году у актеров родился сын Владимир. Летом того же года молодые актеры окончили институт и вынуждены были с маленьким ребенком переезжать с места на место: им пришлось долго скитаться по друзьям, общежитиям, коммуналкам и баракам. «Наш брак был готов рассыпаться уже через год… Но расходиться в то время было как-то не принято, да и стыдно. Воспитание!» Пара развелась через десять лет, а простить друг друга супруги смогли только в последние годы своей жизни.

После «Молодой гвардии» почти 10 лет Вячеслав Тихонов оставался в тени. В послевоенные годы всем нужны были героические мужские типажи, а внешность Тихонова начальники киностудий считали слишком аристократичной. Следующее яркое появление на киноэкране было только в 1957 году, когда состоялась премьера фильма Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове». Изначально в картине должен был сниматься один из коллег Тихонова по «Молодой гвардии» Сергей Гурзо. Режиссеру Станиславу Ростоцкому очень долго пришлось пробивать кандидатуру Тихонова в худсовете: против были и автор повести, по которой написан сценарий, и руководство киностудии Горького. Никто не верил, что человек с такой интеллигентной внешностью сможет сыграть тракториста, а в паре с бывшей балериной Светланой Дружининой они были похожи не на жителей деревни Пеньково, а на моделей из заграничных журналов. Тем не менее зрители поверили и полюбили героя Тихонова.

Второй раз Вячеслав Тихонов женился на переводчице с французского, работавшей в «Совэкспортфильме». Они познакомились во время работы над озвучиванием фильма «Мужчина и женщина». У пары родилась дочь Анна.

Следующая роль — князя Болконского в киноэпопее «Война и мир» — для Вячеслава Тихонова тоже стала подарком судьбы. В этой роли Сергей Бондарчук видел Иннокентия Смоктуновского, но актер предпочел роль принца датского. «Война и мир» были экранизацией государственного значения и масштаба, и в дело вмешалась министр культуры Екатерина Фурцева. Она «назначила» Вячеслава Тихонова на роль князя, и Бондарчуку пришлось согласиться. Впоследствии режиссер считал утверждение Тихонова на эту роль главной неудачей «Войны и мира», и сам Тихонов это мнение разделял. Он вспоминал, что работа далась ему очень нелегко, он выходил со съемочной площадки опустошенным. Многое в герое ему было непонятно и даже чуждо. Тихонов так переживал, что даже хотел бросить кино, но тут очень вовремя появился Станислав Ростоцкий с предложением сыграть в драме «Доживем до понедельника». 

Ростоцкий пригласил Вячеслава Тихонова на роль переживающего кризис учителя, но внешность актера опять стала проблемой. Сценарист Георгий Полонский не хотел видеть в этой роли молодого и красивого человека. Он представлял, что героя сыграет Зиновий Гердт или Борис Бабочкин. Не хотел сниматься и сам Тихонов — учитель истории с его переживаниями по поводу возраста и педагогики казался ему безликим. Но ради друга — Тихонов с Ростоцким давно дружили — согласился, а ради сценариста ему сделали возрастной грим, добавивший сорокалетнему актеру десяток лет. Фильм был снят в рекордные сроки, но Госкино посчитало фильм слишком острым и опасным и отправило письмо в Минкульт. Пока письмо рассматривали, устроили закрытый показ «Доживем до понедельника» на Всесоюзном съезде учителей. Фильм был принят безоговорочно, мнение Минкульта уже никому не понадобилось. «Доживем до понедельника» стал лучшим фильмом 1968 года по опросу журнала «Советский экран», а Тихонов получил Государственную премию СССР.

Расписание
Сведения предоставлены организацией МБОДО «Буинская детская школа искусств №1» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна