Тот, кто впервые оказывается в Комсомольске-на-Амуре и прогуливается по его центральным улицам, почти всегда угадывает в их архитектурном облике черты северной столицы. Ошибки нет: в 1939 году над первым генеральным планом города работали специалисты Ленинградского отделения «Горстройпроекта». И если исторический центр современного Комсомольска несет в себе отпечаток величественного Ленинграда, в городской топонимии ярко отражено ушедшее время, наполненное духом социалистического созидания и трудовых подвигов во имя общей идеи — проспекты Мира и Первостроителей, Комсомольское шоссе, площади Юности и Металлургов, улицы Парижской Коммуны, Аллея Труда, Пионерская, Хетагуровская, парк Строителей.
По точному определению Юлии Янушкиной, кандидата архитектуры, автора ряда монографий и учебных пособий, образ каждого города представляет собой сложный смысловой комплекс, постоянно воспроизводящий свое прошлое и в то же время генерирующий новые потоки информации. Официальный статус города Комсомольск-на-Амуре получил уже в декабре 1932 года, но по сути это были две площадки, где одновременно возводили судостроительный и авиационный заводы. Вокруг них стихийно возникали островки из саманных бараков и шалашей, соединенные тропами, кривыми немощеными улицами и грунтовыми дорогами. Остро не хватало инструментов, оборудования, техники и даже спецодежды, но тем не менее к концу 1933 года комсомольцам удалось расчистить уже 255 га тайги, построить лесозавод, механический комбинат, временную электростанцию, овощехранилище, больницу. Люди работали в условиях сурового дальневосточного климата, в отсутствие элементарных удобств и нормального питания, но мечта об идеальном городе и вера в светлое будущее давали силы. Оспаривать сегодня этот факт значит вычеркнуть судьбу целого поколения россиян.
Сегодня мы назовем это мужеством, а 90 лет назад происходящее воспринималось как важнейшее дело жизни. Вот несколько строк из дневника первостроителя дальневосточного писателя Александра Грачева, написанных в 1934 году: «Только прошлую зиму была тайга, а сегодня ее нет. Выросли большие светлые дома. Тем больше чувствуется волнение в душе, когда видишь, как поднимаются ввысь сооружения ТЭЦ, корпусов сборочного цеха, инструментального, доков и т. д. Да, велика сила людей, руководимых партией, не жалеющих собственных жизней за благо будущего человечества. Эти чувства проникают глубоко в душу, когда на твоих глазах творятся рукотворные чудеса».
Таким был прообраз Комсомольска-на Амуре, который до 1937 года строился в режиме сплошного штурма и в отсутствие общего градостроительного решения не имел не только единого архитектурного ансамбля, но и четко выраженного центра. Сооруженная в это время самая длинная городская улица, Комсомольское шоссе, соединила наконец две строительные площадки — «Город» и «Дзёмги» (сегодня Центральный и Ленинский городские округа), и это стало одним из первых шагов к формированию целостной планировочной структуры. Городское пространство развивалось поэтапно, в разные периоды упраздняли одни архитектурные проекты и утверждали другие, что вносило хаотичность и отражалось на «архитектурном тексте». Поэтому первый генеральный план, созданный под руководством главного архитектора Ленинградского отделения «Горстройпроекта» Бориса Данчича (он также автор генерального плана Магнитогорска), сыграл важную историко-градостроительную роль.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.